Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 32 Сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения




Существует подход, нашедший более научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека. Он разрабатывался в рамках философского реализма (диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции: Материя находится в развитии и на определенном этапе развития возникает сознание. Элемент сознания – отражение.

Основные уровни отражения:

1 ур. – отражение в неживой природе.

2 ур. – биологическое отражение.

3 ур. – уровень сознания.

Свойство отражения внутренне присуще всей материи и связано со структурностью и взаимодействием.

Отражение– это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Элементарные формы отражения в неживой природе: механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны, стареют и разрушаются.

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность (возбудимость), элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система.

Раздражимость– реакция живых организмов на условия среды, вызывающая активность. Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений. Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы, исходя из потребностей самосохранения, целесообразно реагируют на биологические, важные условия среды. На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу.

Возникновение условных и безусаловных рефлексов – биологическая предпосылка становления психичесго отражения. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов). Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении, существенно важной для организма, безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму психологического отражения называют нервно- психологической, так как рефлексы имеют нервно-псих-ю деятельность мозга своей основой.

На основе сигнального характера отражательной деят-ти организма возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое отражение у животных осущ-ся элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, предст-ми, конкретно образным предметным мышлением. Физический механизм его назван первой сигнальной системой.

Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенапр-ти, что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу - увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осущ-ть новый способ жизнедеят-ти Ч. – его предметно-практическую деятельность, которая, стала необходимым условием формир-я сознания. Поэтому для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и социальные предпосылки, которые рассматр-ся в эволюц-ких теориях происх-я человека.

Важную сущ-ю роль играет активность сознания. Чел-к отражает внешний мир не в пас-ном созерцании, а в процессе практ-ой, преобразующей деят-ти. Сознание характер-ся не только как отражение мира, но и как такая дух-я деятельность, которая направлена на активное, творч-е преобраз-е действит-ти.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практич-й деят-ю человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

 


В. 33 Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык 

Только социальные условия могли сыграть решающую роль в формировании сознания. 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывали взаимное влияние.

Решающая роль трудовых операций в форм-нии сознания получила свое мат-ное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с разв-ем руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действ-я рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, планир-щей практ-е действия. В проц развития труд-й деят-ти уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксир-сь в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его рез-т, и способ осущ-я, и средства достиж-я этого рез-та.

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голос-ми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, но эти средства имеют принципиальное отличие от чел-й речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в кач-е предмета общения. Содержанием общения животных всегда явл-ся наличная в данный момент ситуация. Чел-я же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая чел-е сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объект-ю реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем сущ-нии предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслит-й деят-ти как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не мех-я, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отлич-ся друг от друга: сознание отражает действит-ть, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множ-во интересных аспектов для исследования.

Т.о, сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологич-ми предпосылками и социальными условиями.

Сознание и культура. Рассматривая взаимодействие сознания и культуры необходимо отметить два существенных момента: 1. Существование элементов культуры в сознании 2. Роль сознания в формировании культуры. При этом под культурой подразумевается совокупность материальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию и воспроизводству. При такой трактовке, культура проникает в сознание индивида через общ-е сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно- моральные нормы, правовые установления, формы гос-но-полит-кой организации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки и коллективные архетипы. Все эти факты общ-го сознания относят к идеальному. Чел-к оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деят-ти, приобщаясь к исторически сложившимся формам общ-ной жизнедеят-ти, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное, как аспект культуры, ее определенность, свойство.

Существует множество различных видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно и изменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполнена идеальностью человеческого сознания. Своей деятельностью, практикой человек создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания - т.е. культуру. Формирование сознания тем самым связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...