Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 38 Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки




Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система социально-организованной деятельности людей, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и осуществляющейся на основе их объективной интерпретации, опережающей отражение действительности.

Специфика научного познания (НП):

- НП – целенапрпавленное познание, решает всегда определенные задачи. Цель получение новой информации;

- для НП характерны специфические свойства научной деятельности, это особые методы, особые операции;

- НЗ присущи точность , определенность, доказательность. Для науки характерен особый язык;

- НП имеет свой объект исследования, который не сводится к объекту обыденного опыта.

Истинное и обоснованное знание стали впоследствии называть научным. Научное знание должно отражать сущностный уровень объективной реальности. Научное знание системно.

Формы систематизации научного знания: доказательство, классификация, аксиоматизация.

 Науку рассматривают в единстве 4-х аспектов:

1. Как система знаний.

2. Как специфический вид деятельности.

3. Как социальный институт.

4. Как академическая система.

В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке.

Наука как система знаний.

Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными.

Основными формами вненаучного знания являются:

1. Ненаучные (несистемное, разрозненное).

2. Донаучные (предпосылка научного).

3. Паранаучные (от греч. «около, рядом» – нет критерия доказанности, убедительности).

Лженаучные знания – ошибочные знания.

Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики.

Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования.

Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище).

Наука как деятельность.

Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе.

Специальные особенности науки как деятельности:

1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников.

2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны.

3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента.

4. Персонификация.

5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов.

- как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование.

6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли.

7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная).

Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде.

Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн):

1. Сообщество всех ученых.

2. национальное сообщество

3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине.

4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему.

Наука как социальный институт.

Аспект социальной природы науки – это система общественных организаций, учреждений которые вырабатывают, хранят и распространяют научные знания.

Наука как академическая система.

- социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений.

- познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги).

Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения.

Исторический аспект организации науки.

- архаичный тип ученых объединений – мастерская, школа – установки: делай как я, делай как они, делай как можешь.

Школы: Платоновская академия, Аристотельский Ликей, Педанская юр. школа.

- конец 12 – начало 13 века – ВШ – Болонская юр. школа, Сарбона, Оксфорд, Кембридж.

- 16 – первая половина 17 века – вольные сообщества, клубы ученых – лигитомность получает исследовательский сектор науки.

- вторая половина 17 века (1657 г.– первая национальная академия – Флорентийская академия; 1662 г. – Лондонское кор. общество; 166 г. – Парижская академия наук; 1700 г. – Берменская; 1724 г. – Петербуржская; 1739 г. Стокгольмская; 1672 Парижская обсерватория; 1675 г. – Гринвичская обсерватория; 1754 г. – «Энциклопедия наук, искусств и ремесел»)

- вторая половина 18 века – специализированные научные заведения.

Основные функции науки:

1. Объяснительная;

2. Описательная;

3. Прогностическая;

4. Преобразовательная (преобр. действительность);

5. Культурно-мировоззренческая;

6. Функция непосредственной производительной силы;

7. Функция социальной силы, которая используется при решении различных проблем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...