Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. 38 Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки
Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система социально-организованной деятельности людей, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и осуществляющейся на основе их объективной интерпретации, опережающей отражение действительности. Специфика научного познания (НП): - НП – целенапрпавленное познание, решает всегда определенные задачи. Цель получение новой информации; - для НП характерны специфические свойства научной деятельности, это особые методы, особые операции; - НЗ присущи точность , определенность, доказательность. Для науки характерен особый язык; - НП имеет свой объект исследования, который не сводится к объекту обыденного опыта. Истинное и обоснованное знание стали впоследствии называть научным. Научное знание должно отражать сущностный уровень объективной реальности. Научное знание системно. Формы систематизации научного знания: доказательство, классификация, аксиоматизация. Науку рассматривают в единстве 4-х аспектов: 1. Как система знаний. 2. Как специфический вид деятельности. 3. Как социальный институт. 4. Как академическая система. В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке. Наука как система знаний. Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными. Основными формами вненаучного знания являются: 1. Ненаучные (несистемное, разрозненное). 2. Донаучные (предпосылка научного). 3. Паранаучные (от греч. «около, рядом» – нет критерия доказанности, убедительности). Лженаучные знания – ошибочные знания. Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики. Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования. Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище). Наука как деятельность. Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе. Специальные особенности науки как деятельности: 1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников. 2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны. 3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента. 4. Персонификация. 5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов. - как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование. 6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли. 7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная). Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде. Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн): 1. Сообщество всех ученых. 2. национальное сообщество 3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине. 4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему. Наука как социальный институт. Аспект социальной природы науки – это система общественных организаций, учреждений которые вырабатывают, хранят и распространяют научные знания. Наука как академическая система. - социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений. - познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги). Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения. Исторический аспект организации науки. - архаичный тип ученых объединений – мастерская, школа – установки: делай как я, делай как они, делай как можешь. Школы: Платоновская академия, Аристотельский Ликей, Педанская юр. школа. - конец 12 – начало 13 века – ВШ – Болонская юр. школа, Сарбона, Оксфорд, Кембридж. - 16 – первая половина 17 века – вольные сообщества, клубы ученых – лигитомность получает исследовательский сектор науки. - вторая половина 17 века (1657 г.– первая национальная академия – Флорентийская академия; 1662 г. – Лондонское кор. общество; 166 г. – Парижская академия наук; 1700 г. – Берменская; 1724 г. – Петербуржская; 1739 г. Стокгольмская; 1672 Парижская обсерватория; 1675 г. – Гринвичская обсерватория; 1754 г. – «Энциклопедия наук, искусств и ремесел») - вторая половина 18 века – специализированные научные заведения. Основные функции науки: 1. Объяснительная; 2. Описательная; 3. Прогностическая; 4. Преобразовательная (преобр. действительность); 5. Культурно-мировоззренческая; 6. Функция непосредственной производительной силы; 7. Функция социальной силы, которая используется при решении различных проблем. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |