Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лингвистика текста. Основные понятия и проблематика.




Текст создается в процессе речевой деятельности. Т. - организованное семантически и структурно единство. Т. изучается особой наукой — лингвистикой т-а. Разностороннее изучение т-а в наши дни позволяет видеть в этом объекте лингвистики следующие свойства. 1.Структурная связность, связанность формальными средствами (когезия). Структурные средства яз, создающие целостность т-а (выполняющие т-ообразующую ф-ию): местоимения, выбор форм артикля, согласование времен, наречия места, времени, причины, следствия, дейктические элементы, частицы (тоже, также и др.), слова одного тематического ряда (карета — лошадь — кучер), специальные обороты, обеспечивающие связность т-а (речь пойдет о ..., если говорить о...,), анафора и др. Эти свойства изучает синтаксис т-а. 2. Смысловая связность, связанность выражаемого в т-е содержания по смыслу, наличие концептуального единства (когерентность). Смысловая целостность обеспечивается иерархией темы и микротем в т-е. Общая тема — это смысловое ядро т-а, концентрированное и обобщенное содержание т-а. Частные темы раскрывают общую тему — это описания природы, внешности героев, отдельных событий, переживаний героев. Мельчайшие частные темы — это сверхфразовые единства. Внутри сверхфразовых единств каждое последующее предложение опирается в коммуникативном плане на предыдущее,продвигая высказывания от темы к реме. Образуется тема-рематическая цепочка. Могут быть использованы разные модели построения т-а с последовательным тема-рематическим развертыванием. В нормальном т-е структурная и смысловая связность должны присутствовать совместно, но в некоторых аномальных т-х (напр, юмористических или в т-х людей, плохо владеющих связной речью) может присутствовать только один из этих видов связности. 3. Прагматическая пригодность, определяемая эффективностью воздействия на слушателя. Факторы, определяющие воздействие т-та на слушателя, изучаются прагматикой т-а. Сво-ми т-та определяются основные разделы лингвистики т-а.

 



Проблемы когнитивной лингвистики.

Когнитивная лингвистика зарождается после Второй Мировой Войны в США. Появление ког-ой лин-ки связывают с необходимостью изучения чел-ого сознания. Ученые обращают внимание на то, что лучший доступ к чел-ому сознанию обеспечивается яз-ом. Ког-ая наука – это «зонтиковый» термин, покрывающий собранные под «зонтиком» дисциплины: психологию, лингвистику, философию, логику и т.д. – для реализации ими особой междисциплинарной программы: изучения процессов, связанных с получением и обработкой, хранением и использованием, организацией и накоплением структур знания, формированием этих структур в мозгу чел. Возникновение ког-ой лин-ки обусловлено развитием ког-ой парадигмы в науке вообще. Объектом исследования ког-ой науки является когниция. Когниция – это совокупность процессов, включающих получение знаний. В настоящее время сложилась точка зрения, согласно β яз. является отражением ког-ых структур. Ког-ый подход к яз-у в целом и к семантике яз-ых единиц в частности предполагает, что в значение яз-ой единицы входят не только признаки, необходимые и достаточные для идентификации обозначаемого, а весь комплекс знаний об обозначаемом. Все единицы яз. служат либо выражению информации, либо членению потока информации, фиксируя результаты восприятия и познания действительности. Т.о., значение – это ког-ый феномен, за β стоит определенная структура знания. Основная цель единицы номинации, объективирующей подобную структуру, вызволить из памяти при использовании эту структуру знания, сигнализировать об этом «кванте» знания». Яз – это лишь верхушка ког-ого айсберга. Используя яз, чел-к неосознанно опирается на огромные ког-ые ресурсы, вызывает в сознании бесчисленные модели и фреймы. Из науки о яз-ых знаках лингвистика превратилась в науку о чел-ке. Ког-ая лин-ка изучает яз. как яз-ую способность. Ког-ой лин-кой учитывается, что чел-к описывает не столько саму объективно существующую ситуацию, сколько то, что и как он воспринял, т.к. именно отражение субъективного образа объективного мира и лежит в основе ословливания объекта или явления. Ч. Филлмор в работах по фреймовой семантике предположил, что значение слова представляет собой концептуальную структуру, β, с одной стороны, является совокупностью знаний, разделяемых говорящим и слушающим, а, с другой, - схемой интерпретации опыта.

 



Методы изучения языка.

Методика исследования занимается вопросами о способах выявления нового материала, подготовки первичных данных наблюдения и введения их в научную теорию как научных объектов. Метод в языкознании обычно определяется как совокупность научно-исследовательских приемов, используемых в качестве инструмента исследования той или иной стороны яз. и подчиненных решению конкретной задачи. Методология – учение о принципах исследования – занимается вопросами о соотнесении и способах соотнесения уже систематизированного и объясненного материала с данными смежных наук. Методы сравнительно-исторического языкознания базируются на диахроническом методе исследования. Они включают: прием внутреннего сравнения, прием внешнего сравнения. Новые методы исследования, базирующиеся на приеме внешнего сравнения: сопоставительный / контрастивный анализ, метод перевода, типологический метод. Целью структурной лингвистики является изучение яз. как с-мы. На изучение с-мы и структуры яз. направлены методы структурной лингвистики: методы исследования лексики в парадигматике (метод лингвистического моделирования, полевого анализа, компонентный анализ, оппозитивный метод, типологизация структурных парадигматических отношений и связей как основа построения динамической модели лексико-семантической с-мы яз, с-матизация лексики как метод исследования, дистрибутивный анализ, трансформационный анализ); методы исследования лексики в синтагматике (контекстуальный анализ, анализ синтагматических отношений слов по семам,анализ отношений между членами фразеосочетаний по семемам). В отличие от структурной лингвистики, ориентированной на с-му яз, методы когнитивной лингвистики ориентированы на связь с-мы яз. со средой, β ее окружает и с β яз-ая с-ма активно взаимодействует. Большое распространение получили: метод концептуального анализа (изучение лексических и фразеологических, синтаксических и др. концептов), когнитивное моделирование, методы фреймового анализа и прототипической семантики,описание парадигматических связей как прием моделирования лексической категории;метод лингвистического эксперимента, в частности – психолингвистического эксперимента.

 


22.Речевое произведение как программа формирования речевогосообщения.

Любой исследователь имеет дело с множеством речевых произведений, представленных в устной или в письменной форме, то есть с яз-ым материалом, кот. можно назвать или множеством текстовов, или множеством разновидностей дискурсаа, или же множеством конкретных реализаций разнообразных стилей и жанров. Т.о., выбор термина это, по сути, выбор подхода к классификации разновидностей речетворческого процесса, а также выбор разных ракурсов их описания. Многие исследователи отмечают тот факт, что все 3 указанных термина имеют 1 и тот же референт. Так, Наер считает, что д-с и т-т это аспектуальные конституенты 1го речевого произведения, тесно взаимосвязанные, коррелирующие друг с другом, взаимодополняющие и образующие в совокупности на уровне абстракции своего рода модель интерпретации сложной коммуникативной единицы. Речевые произведения являются наиболее сложным объектом среди всех яз-ых явлений, с кот. имеют дело лингвисты. В отличие от единиц, а также синтаксических структур, кот. составляют ограниченные множества, число т-ов практически бесконечно, а сами т-ты настолько многообразны, что их трудно систематизировать, то есть выделить более или менее регулярно воспроизводимые типы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...