Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык и мышление в процессах порождения и восприятия речи.




Функции языка.

Основателем общ. Яз. как отдела науки о языке считается немецкий лингвист В. фон Гумбольдт. В. фон Гумб. поставил важнейшие проблемы теории языка: сущность языка, яз и мышление, происхождение яз., яз и народ, яз и человек, историческое развитие яз., яз и культура, внутренняя форма в яз., знаковая природа языка, язык и речь, субъективное и объективное в яз., системность языка и некоторые другие. Языкознание XX века выработало понимание языка как системы знаков. Функции яз. Выделяются общие и частные функции яз. Функцией яз. как общественного явления является коммуникативная функция передачи информации от субъекта к субъекту. Коммуникативная функция присуща яз-у, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали — как с точки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет считать коммуникативную функцию основной функцией яз. как общественного явления. К проявлению свойств яз. можно отнести также и такие «функции» как когнитивная (познавательная, через яз. люди знакомятся с результатами познания мира другими людьми, предшествующими поколениями, номинативная (называние яз. явлений объективной и субъективной действительности), аккумулятивная (яз. является средством накопления в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества). Выделяемая рядом ученых экспрессивная функция яз. (функция выражения мысли) касается деятельности говорящего. Функции, которые проявляются в частных ситуациях речевого общения, детализируют коммуникативную функцию и могут рассматриваться как ее частные проявления. Такими являются, например, функция эмотивная (выражение чувств и переживаний человека в процессе его речи), директивная (она же побудительная) — выражение воли, желания говорящего; поэтическая (она же эстетическая) — использование языка как средства создания художественных текстов; контактная (она же фатическая) — установление и поддержание контакта с собеседником; в современных СМИ развивается своеобразная фатическая монологическая речь телеведущих, не содержащая информации, но создающая иллюзию общения; дейктическая (указательная) — указание на что-либо словами типа этот тот, там, тогда, здесь, сейчас и т.п., символическая — речевое воздействие на человека косвенным смыслом слов и фраз, подтекстом и даже талейрановская — умение скрывать за словами свои мысли.

 


 3. Аспекты языка как средства общения.

Всю совокупность мыслительных и речевых действий, совершаемых с помощью яз., называют яз-ой деятельностью. Проявления яз. материализованы (звучащая речь, написанный текст) или протекают в мозгу человека и недоступны для органов чувств других людей (процессы порождения речи, понимания речи, механизмы обращения к вербальной памяти). Ф. де Соссюр разграничил язык (langue), речь (parole) и речевую деятельность (langage). Под яз-ом он понимал систему знаков, т. е. яз-ую информацию, хранящуюся в мозгу человека; под речью — индивидуальное говорение; под речевой деятельностью — использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение. Таким образом, Ф. де Соссюр предложил аспектное членение яз-ой деятельности на яз. и речь. Яз. и речь взаимосвязаны: яз. лежит в основе речевой деятельности, в ней он становится наблюдаемым, из нее выводится. Многоаспектное членение яз. Помимо 2аспектного членения на яз. и речь, существуют концепции с более сложным членением яз-ой деятельности. Щерба предложил разграничить 3 аспекта: 1) речевая деятельность (процессы говорения и понимания), 2) яз-ая система (словарь и грамматика); 3) яз-ой материал (совокупность всего говоримого и воспринимаемого в данную эпоху). Ельмслев различает четыре аспекта: узус, акт речи, норму и схему. Узус — это принятое в данном коллективе употребление яз-ых средств. Узус осуществляется в акте речи, и акт речи совершается в соответствии с узусом. Акт речи и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно. Из акта речи и узуса вырисовывается норма, она представляет собой некоторую абстракцию, обобщение правил, на основе которых совершается узус. Схема — это чистая структура отношений, аналогичная правилам игры. Разграничение этих аспектов можно пояснить на следующих примерах. Иностранец, который говорит я иметь один сестра, нарушает систему (по Ельмслеву - схему) русского языка. Когда иностранец скажет: я имею одну сестру, — он не нарушит системы, но нарушит норму, по норме русского языка соответствующий смысл выражается в конструкции: у меня есть сестра.




Проблемы социолингвистики.

Соц-ка объединяет широкий круг проблем: диалектология яз., социальная диалектология, двуязычие и многоязычие, проблемы государственной политики в выборе яз. массовой коммуникации, проблемы создания единого яз. общечеловеческого общения. В соц-ке выделяются самостоятельные отделы: соц-ка, изучающая отражение в яз. социальных явлений и процессов; лингвосоциология, изучающая влияние яз. на общественные процессы; этнолингвистика, изучающая национальные, народные, племенные особенности этносов, отраженные в яз. и некоторые другие. Основными формами существования яз. выступают: устная и письменная формы; литературный язык; территориально ограниченные формы существования яз.; соц-но ограниченные формы существования яз. Лит-ный яз. — важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый лит-ный яз. обычно возникает в обществе в период его культурного и экономического подъема, обычно в столице государства. Основоположником современного русс. Лит-ного яз. является Пушкин. Территориально ограниченные формы существования яз. — это прежде всего территориальные диалекты. Территориальный диалект — это вариант национального яз., используемый частью этнического коллектива. Соц-но ограниченные формы сущ-ния яз. противостоят лит-ному яз-у. К ним относятся социальные диалекты и соц-ные жаргоны. Соц-ный диалект — особенности речи определенных соц-ных групп. К соц-ным диалектам могут быть отнесены: профессиональные диалекты. Соц-ный жаргон — это совокупность сниженных, экспрессивных яз-ых единиц, характерных для устной непринужденной речи определенной соц-ной группы. К соц-ным жаргонам относятся: проф-ные жаргоны, уголовный, детский, молодежный жаргоны. По роли, яз-и играют в контактах друг с другом, различают субстрат, суперстрат и адстрат. Субстрат — это яз. коренного населения, кот. разрушился в результате контакта с яз-ом пришельцев, но оставил в системе нового яз. некоторые свои элементы. Суперстрат — яз. пришельцев, кот. воздействовал на яз. местного населения, но не разрушил его системы, а лишь обогатил ее отдельными элементами. Адстрат — это яз, элементы в большом количестве включились в систему другого яз, но сам яз. продолжает свое существование на другой территории.



Проблемы яз-ой личности.

Нельзя познать яз, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю — к чел-у, к конкретной яз-ой личности. Теоретическая разработка понятия яз-ой личности принадлежит Караулову(Монография «русский язык и языковая личность»1985). Анализ яз-ой личности предполагает выявление и хар-ку мотивов и целей, движущих ее развитием, поведением, управляющих ее текстопроизводством и в конечном итоге определяющих иерархию смыслов и ценностей в ее яз-ой модели мира. В структуре яз-ой личности выделяется национально-культурная доминанта. 3 уровня языковой личности: 1 уровень – традиционные средства выражения языковой личности, 2 уровень – концептуальная картина мира (язык позволяет передать субъективное видение), 3 уровень - интенциональный (передает интенции, мотивы высказывания) – это прагматический уровень по Караулову. Яз-ой паспорт чел-ка — это информация (о поле, возрасте, откуда он родом, о его национальности, физическом состоянии и т.д.), которую человек непроизвольно передает о себе, когда он говорит. Коммуникативное поведение языковой личности гарантирует его принадлежность к той или иной культуре. Эталоны культуры – белый, как снег (русский), белый, как хлопок (узбек), белый как молоко (агличане).Особенно интеерсна языковая личность писателя, поэта – определенный стиль, определенное видение мира. Язык передает индивидуально-авторский концепт.

 

 



Язык и мышление.

Проблема соотношения языка и мышления получает неоднозначное решение в лингвистике. 1) концепции, отождествляющие язык и мышление. Аристотель, неопозитивисты отождествляли логику (то есть мышление) с синтаксисом. Поскольку языки разных народов имеют разный строй, разный синтаксис, то и мышление этих народов оказывается разным, зависимым от их языков. 2) концепции, трактующие язык и мышление как не связанные друг с другом сущности. А. Шопенгауэр, Е. Дюринг, Б. Рассел и некоторые другие философы полагали, что язык и мышление — две независимые сущности, и что выражение мышления посредством языка лишь искажает мышление. 3) концепции, трактующие язык и мышление как разные, но неразрывно связанные друг с другом сущности. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали единство языка и мышления. Язык и мышление возникли и развивались одновременно, язык служит для общения, он выражает, материализует мышление. Различают абстрактное мышление — мышление отвлеченными понятиями и конкретное (в других терминах — практическое, образное, наглядно-действенное), то есть мышление конкретными образами, непосредственно включенное в практическую деятельность человека. Л.С. Выготский полагал, что существует «речевое мышление» (то есть связанное с речью) и мышление неречевое, куда он относил инструментальное и техническое мышление «и вообще всю область так называемого практического интеллекта». Эксперименты показывают, что языковой материал должен сначала пройти перекодировку в особый код мозга, ответственный за построение смысла. Он, этот код, в процессе своего функционирования, и есть информационная система, которую мы называем «мышлением». Этот код не зависит от специфики национального языка, он универсален и имеет надъязыковой характер. Относительная самостоятельность мышления и языка. Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека. При говорении и письме действует механизм подбора слов к уже готовой мысли, которая сформирована в сознании до ее языкового оформления. Мы отчетливо осознаем некий концепт, который нам нужно назвать адекватным словом, и перебираем подходящие слова, оценивая их адекватность ситуации. При чтении текста на иностранном языке, при переводе с иностранного языка часты случаи, когда мы прекрасно поняли смысл, но затрудняемся передать его на своем родном языке. Когнитивная лингвистика широко обсуждает категорию концептосферы человека — области знаний, составленных из концептов как ее единиц. Концепт — это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Термин «концептосфера» был введен академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Концептосфера, по определению акад. Д.С. Лихачева, это совокупность концептов нации. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа.Содержание мыслей в последнее время в разных областях гуманитарных наук изучается под названием картина мира. Под картиной мира предлагается понимать упорядоченную совокупность знаний и представлений о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании. Принципиальным представляется разграничение двух картин мира — непосредственной и опосредованной. Непосредственная картина мира — это картина, получаемая в результате прямого познания окружающей действительности при помощи органов чувств и при помощи абстрактного мышления. Непосредственная картина одной и той же действительности может различаться — она может быть рациональной и чувственной; теоретической и эмпирической; научной и «наивной»; естественно-научной и религиозной; физической и химической и т.д. Кроме концептосферы, когнитивная картина мира включает в себя и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Такую картину мира мы и называем когнитивной. Опосредованная картина мира — это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые материализуют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира. Таковы языковая и художественная картины мира.

Языковая картина мира — это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа. Художественная картина мира — это вторичная картина мира, подобная языковой. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения (или в сознании зрителя, слушателя — при восприятии других произведений искусства).



Язык и мышление в процессах порождения и восприятия речи.

Для ответа на вопрос, как зарождается мысль и как она реализуется в речи важное значение имеют исследования внутренней речи, которая является основным механизмом мышления. Внутренняя речь обеспечивает более быстрое протекание мыслительного процесса, чем речь звуковая. Леонтьев представляет структуру порождения речевого акта следующим образом: Мотив - Мысль (речевая интенция) - Внутреннее программирование - Лексическое развертывание и Грамматическое конструирование - Моторная реализация - Внешняя речь. Процесс восприятия совершается в обратном направлении. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зрительного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уровень мышления. Восприятие может остановиться на любом из этих этапов – от воспроизведения звучания речевого потока до понимания смысла сказанного и оценки этого смысла с позиции субъекта слушающего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...