Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация знаков, предложенная Ч.Пирсом.




 Адам Шахт выделил:1.естественные знаки-признаки;2.искусственные знаки. Пирс выделил: 1.иконические знаки отлич-ся тем, что они сходны с объектом, на кот. указывают(карта, фото, чертеж), звукоподражание,порядок слов в предлож-и); 2. Индексальные знаки указывают на объект, т.к. они связ. с предметом, они обозначают(след от ноги, указат. местоимения, указат. наречия, междометия); 3.символы-истинный знак, т.к. они установлены по договоренности, привычке(языковые единицы).



Знаковость языка.

Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Некоторые лингвисты, вслед за Соссюром, считают, что значение входит в состав языкового знака, что в знаке есть две стороны: означающее и означаемое. Такая концепция языкового знака называется билатеральной (двусторонней). Сторонники второй концепции признают знаком только акустический образ. Значение понимается как мысленный образ, который является означаемым знака, но в его состав не входит. Эта концепция является унилатеральной (односторонней). Язык — сложная система акустических и смысловых образов, хранящихся в памяти человека. Типология знаков. Типология польского ученого Адама Шаффа. К числу естественных знаков относятся разнообразные признаки, по которым человек ориентируется в проявлениях природы (например, лед может служить признаком низкой температуры), и симптомы, по которым человек может сделать заключение о состоянии организма (например, повышение температуры — симптом болезни). Искусственные знаки создаются человеком: словесные знаки — это язык; несловесные знаки - сигналы (ракета, выпущенная, чтобы сообщить, например, о достижении той или иной группой людей пункта назначения); замещающие знаки (портреты, картины, модели, макеты, фотографии); символы (предметы или их изображения, имеющие некоторое сходство с замещаемыми концептами: фигура богини Фемиды с завязанными глазами, которая держит весы — символ правосудия, чаша с ядом, обвитая змеей — символ медицины); жесты. Принцип асимметрии языкового знака и его означаемого. Соотношения между планом выражения и планом содержания языкового знака являются асимметричными, т. е. один знак может нести несколько означаемых, и одно означаемое может выражаться несколькими знаками. Принцип асимметрии языкового знака и означаемого сформулировал Сергей Карцевский. Языковые знаки не имеют жесткой связи с планом содержания, способны указывать одновременно на несколько означаемых. Если языковой знак-лексема указывает на некоторый мысленный образ (Коля покраснел — цвет его кожи стал красным), а этот образ в свою очередь способен по ассоциации вызвать другой образ {покраснел — значит, смутился, застыдился и т. п.), то за одним языковым знаком-лексемой могут открываться целые анфилады образов.



Знаковая ситуация.

Для того чтобы некоторая вещь могла служить знаком чего-то другого, необходима знаковая ситуация. В знаковой ситуации знак вступает в отношения 4 типов. Отношение знака к обозначаемому объекту (денотату) называется денотативным. Отношение к мысленному образу денотата называют семантическим. Отношение к другим знакам — это синтагматическое отношение. Отношение к чел-ку, говорящему и воспринимающему, β испытывает воздействие знака, прагматическое. 4 вида отношений наиболее четко и ясно выявляются у знаков естественного яз. Лингвистика традиционно изучает семантику, т. е. отношение лексем к мысленным образам, а через семантику постигает и денотативные отношения лексем. Традиционно изучаются и отношения яз-ых знаков друг к другу, т. е. их группировки, их сочетаемость, образуемые ими конструкции и т. д. Отношения яз-ых знаков к чел-ку составляют содержание праг-ки. Праг-ка изучает воздействие яз-ых знаков на чел-ка. Для того чтобы некоторая вещь могла служить знаком чего-то другого, необходима знаковая ситуация. В знаковой ситуации знак вступает в отношения четырех типов. Отношение знака к обозначаемому объекту (денотату) называется денотативным. Отношение к мысленному образу денотата называют семантическим. Отношение к другим знакам — это синтагматическое отношение. Отношение к человеку, говорящему и воспринимающему, который испытывает воздействие знака, прагматическое. Четыре вида отношений наиболее четко и ясно они выявляются у знаков естественного языка. Лингвистика традиционно изучает семантику, т. е. отношение лексем к мысленным образам, а через семантику постигает и денотативные отношения лексем. Традиционно изучаются и отношения языковых знаков друг к другу, т. е. их группировки, их сочетаемость, образуемые ими конструкции и т. д. Отношения языковых знаков к человеку составляют содержание прагматики. Прагматика изучает воздействие языковых знаков на человека.

 

 



Система и структура языка.

Определение ЯЗ. как особого аспекта речемыслительной деятельности, имеющего системную организацию, было дано в книге Соссюра: ЯЗ. есть система, все элементы кот. образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновременного наличия других». С-ма яз. включает в себя подсистемы. Комплекс отношений, связывающих элементы в с-мы, получил название структуры яз. Ельмслев указал взаимную зависимость элементов, одностороннюю зависимость одного элемента от другого (детерминацию), равноправные отношения элементов и некоторые другие. Противопоставление двух элементов, выявляющее их различие, Ельмслев назвал оппозицией. Особенностью с-мы яз. является неодинаковая разработанность ее звеньев. Напр., названия родственников образуют большую и хорошо структурированную группировку в лексической с-ме яз., а названия средств и орудий художественного творчества (кисть, перо, краски) немногочисленны. Уровневая модель с-мы яз. Эмиль Бенвенист выделял уровень дифференциальных признаков фонемы, фонологический, морфологический, знаковый (лексический) и синтаксический уровни. Единица каждого последующего уровня строится из единиц предыдущего. Однако соотношение единиц выделенных уровней с планом содержания Б-ст не рассматривает и при построении модели не учитывает. Выделяются промежуточные уровни: морфонологический (ед - грамматическая форма), лексико-морфологический (ед: словообразовательный тип) и конструктивно-синтаксический (ед: синтаксическая конструкция). Полевая модель с-мы яз. грамматист Бондарко-построение модели функционально-семантического поля, куда входят и лексические, и грамматические средства яз, имеющие общие семантические функции. Функционально-семантическое поле имеет центр — группу форм, наиболее четко и однозначно выражающих значение данного поля. Вокруг центра, постепенно удаляясь от него, располагаются периферийные формы. Через периферию каждое поле вступает путем пересечений и постепенных переходов в пределы других полей, так что, в конечном счете, все поля образуют 1 непрерывную структуру с-мы яз. Элементы с-мы вступают в парадигматические, синтагматические деривационные отношения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...