Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык как отражение знания о мире.




Знание – это: 1.ментальные модели среды и чел-ка, которые могут быть осознанными (эксплицитными) и неосознанными (имплицитными). 2.набор сведений о мире, обыд. в опр.сист.и сост-х часть памяти; 3.кубрякова: фрагменты сведений о мире, кот. обобщают наиб.важн.черты сведений и предст.их в виде закономерностей. Яз.-это обусловленное культурой и переживаемое в индивидуал. Сознании знание о мире и проявляющееся в коммуникативной деятельности. Различают непосредственную и опосредованные картины мира. Непоср.включ.наши концепты и концептуал.категории, в кот. отражается наше непосредств.восприятие мира-когнитивн.картину мира(ККМ). Для того чтобы узнать о ККМ и передать это знание к.-л., нам необходимо это знание опосредовать:1.посредством яз-ой картины мира, кот. передает лишь часть ККМ. 2.художеств.картина мира-создается деятелями искусства. Яз.картина мира динамична.(напр., раньше будильник-чел.,кот. всех будил в монастыре). Типы концептов: 1.мыслительная картинка(смерть в русс.яз.женщина, в англ.-мужчина); 2.концепт-схема(музей); 3.концепт-сценарий\скрипт(драка-взаимные побои…). Типы знания: 1.по объекту познания(знание о мире;знание о языке)2. По цели познания(научные;обыденные);3.по источнику(онтологическое (из реал.мира); выводное\инферентное);4.по носителю(коллективное;групповое;индивидуал.);5.по степени освоенности(новое;фоновое(что за зверь - утенок-крякодил, хрякодил-поросенок.)


13.Фонологическая подс-ма языка. Функциональная теория Н.С.Трубецкого.

Его книга «Основы фонологии» представила стройную теорию, на основе кот. были разработаны строгие правила изучения и описания с-мы фонем. Теория Трубецкого получила название функциональной, поскольку ученый полагал, что в фонему обобщаются только фонологически существенные признаки, благодаря кот. фонема служит для различения смысла слов, выполняет смыслоразличительную функцию. Трубецкой назвал отношения, в кот. вступают фонемы, оппозициями и описал разные типы оппозиций: - одномерные и многомерные оппозиции (особенностью одномерной оппозиции является нейтрализация оппозиции - способность утрачивать различительный признак в некоторых позициях данных фонем в лексеме, напр., звонкость согл-ых в русс. яз закономерно утрачивается в конце слова и перед глухой согл-ой. Явление нейтрализации дает основание фонологам для удобства описания конструировать архифонемы — объединения из двух подвергающихся нейтрализации фонем: [д/т], [с/з] и т. п.); - пропорциональные и изолированные оппозиции. - По отношению между членами - привативные, градуальные и равнозначные оппозиции. В привативных оппозициях фонемы противопоставлены по наличию /отсутствию какого-либо дифференциального признака, например твердости / мягкости (том — тёмный, мал — мял). Член оппозиции, обладающий качеством, кот. нет у другого, называется маркированным. Фонемы, находящиеся в градуальных оппозициях, характеризуются разной степенью одного и того же признака. Напр, [а] — гласная нижнего подъема, [о] — среднего, [у] — верхнего подъема. В равнозначных оппозициях фонемы логически равноправны ([ф] -[к], [п] - [т] и т.п.). Исследования убедительно показывают, что фонема — это не фикция и не отрезок звучания, а целостный, психологический образ звучания, кот.  складывается с учетом ряда внутренних и внешних факторов, в том числе и более высоких уровней яз, общего смысла высказывания. Психологическую реальность фонемы подтверждают и психолингвистические исследования.




Проблемы изучения морфем. Проблемы словообразования.

Если обратиться к семантике м-м, то окажется, что м-мы делятся на классы, кот. в единую с-му не укладываются. Корневые м-мы являются носителями основных лексических значений слова. Словообразовательные м-мы вносят в значение слова добавочные компоненты (ср.: плыть и переплыть, лес и лесной, лесистый). Словоизменительные м-мы указывают синтаксические позиции словоформы в предложении (ср.: даль океана и в далеком океане). Разные классы м-м изучаются в разных отделах языкознания — в лексикологии, словообразовании, морфологии. Значения м-мы не определяются вне целого слова, вне отношения к семантике корня. Морфема не является элементом к.-л. системы или подс-мы яз. Она является частью словоформы и должна изучаться в составе слова. Противопоставление лексических и синтаксических значений издавна было замечено лингвистами и закреплено в терминах номинативностъ — предикативность, слово — предложение. Корневые м-мы несут конкретные лексические значения, словообразовательные морфемы несут групповые лексические значения: признак, действие, деятель, устройство, детеныш и т. п. Словоизменительные м-мы также могут выражать лексические значения высокого уровня абстрагированности. Таковы, напр, значения рода или класса сущ-ных, числа, времени действия глаголов, одушевленности/ неодушевленности, вещественности и собирательности и т.п. Синтаксические значения могут быть 2 типов: отражающие отношения в объективном мире (пространственные, временные и т. п.) и выражающие отношения, устанавливаемые между образами внешнего мира в мозгу чел-ка (предикативные отношения, сравнения, тождество, различие, соответствие и т. п.). Группировки слов с общим корнем - словообразовательные гнезда (море — морской, моряк, мореплавание и т. д.). Группировки слов с одинаковыми префиксами и суффиксами - словообразовательные ряды. Ряды группируются в словообразовательные типы по общности словообразовательного значения. Словообразовательное значение возникает только в соотношении производящего и производного слова. Напр, в слове бег Кубрякова определяет значение: отношение предмета к действию (бег от бежать), а в слове белизна — отношение предмета к признаку {белизна от белый). Роль элемента в словообразовательной подс-ме выполняет пара слов: производящее — производное.

 



Подсистема частей речи.

По словоизменительным м-мам (флексиям) в яз-х, имеющих м-мы, все слова четко разделяются на большие классы, объединенные одинаковыми парадигмами словоизменения. Эти классы слов были замечены еще в античной грамматике и названы частями речи. ЧАСТЬ РЕЧИ — класс слов, объединенных общим лексическим значением высокого уровня абстракции и целой системой словоизменительных парадигматических рядов. Части речи выделялись по разным принципам. Логико-семантический подход выделяет части речи по наиболее общему лексическому значению, по соответствию логической категории субстанции, признака, действия. Этот подход оставляет вне классификации служебные части речи, возникают затруднения с классификацией нетипичных слов. Напр, отглагольные существительные (прыжок, движение и т. п.) по логическому значению — действия, а по категориальному — предметы.формально-грамматический подход- выделение частей речи исключительно по грамматическим показателям, по набору словоизменительных м-м. Такой подход наталкивается на трудности в трактовке слов, кот. не обладают присущей этой части речи парадигмой. Таковы, напр, несклоняемые существительные в русс яз{какаду, пони, колибри и т. п.). Часть речи определяется на основе общего для всех входящих в нее слов значения, на основе ее парадигматики и с учетом ее синтаксических возможностей. Деление слов на части речи вполне отвечает полевой модели системы яз. Ядро образуют группы слов, кот. обладают всей системой словоформ этой части речи. Слова с неполной парадигмой оказываются на периферии. В яз., имеющих аффиксы, некоторые наиболее обобщенные лексические значения оказались помеченными словоизменительными аффиксами. Именно этот м-мный показатель помог оформить и закрепить деление слов на классы частей речи. В рамках одной части речи слова группируются в более мелкие ряды и объединения разного рода на основе лексических значений более низкого ранга, чем значение части речи, и синтаксических значений словоформ, β способна иметь данная часть речи. Таковы, напр, разряды одушевленных и неодушевленных существительных, и т. д. Такие ряды и объединения получили название грамматических категорий и лексико-грамматических разрядов. Каждая такая группировка устроена системно, выявляется в противопоставлениях из двух, трех и более составляющих. Напр, русс категория падежа имеет шесть членов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...