Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы лексического значения слова.




Слова имеют знаковый характер, представляя собой соединение звучания (лексемы) со значением (семемой). Изучение значения слова — это изучение состава мысленного образа, ассоциированного с лексемой. Такой образ существует как субъективная реальность, как категория яз-го сознания людей. Становление когнитивистики — науки о процессе познания чел-ом окружающего мира — значительно продвинуло вперед понимание природы мысленных образов. В науке они получили название концепты. Концепт — это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Это могут быть и представления (мыслительные картинки), то есть наглядные образы, видимые внутренним зрением (дуб, ласточка, ножницы). Это могут быть схемы — некие пространственно-графические, линейные, контурные образы (например, дерево — ствол и ветви, река — протяженная лента и т.п.). Есть мысленные образы — фреймы: многокомпонентные картины, включающие набор концептуальных характеристик. Напр, фрейм магазин включает образы помещения, полок, товаров, продавцов, покупателей, кассы и т.д. Наиболее сложные целостные нечленимые образы, сочетающие признаки сценариев, фреймов, схем, картинок, называют гештальтами. Термин понятие остается за абстрактными концептами, кот., как правило, конструируют ученые. Понятия можно определить только словесно (животное, житель, клиент, овощи и т.п.). Часть значения слова, отражающую концептуальные характеристики, принято называть предметно-логической или денотативной. Коннотативная-в ней заключены те волевые и эмоциональные отношения человека, которые вызывает у него именуемый концепт или звучание и употребление лексемы. Виноградов разграничил прямое номинативное значение слова, производно-номинативное, фразеологически связанное и конструктивно-обусловленное значение. Совокупность семем, выражаемых одной лексемой, обозначают термином семантема. Состав и устройство семантемы у каждой лексемы уникально. Одинаковых семантем у разных лексем, тем более в разных яз-х, как правило, не бывает. Идея о делимости семемы на семантические признаки была высказана Ельмслевом. Разработка этой идеи привела к созданию учения о семах и методики компонентного анализа.Членение семемы на семы бесконечно, предел ставится лишь мерой познания свойств и качеств денотата.


17.Проблемы отдельности и тождества слова. Системные отношения влексике.

Чтобы отличить слово от части слова (м-мы), предлагается использовать критерий смысловой законченности. Чтобы отличить слово от сочетания слов Смирницкий предложил критерий грамматической цельнооформленности. Слово в яз-х флективного строя всегда имеет то или иное число словоформ, употребляется в нескольких значениях. Смирницкий считает разные словоформы вариантами одного слова, если при наличии общей корневой части они сохраняют и лексико-семантическую общность. В зависимости от характера различий между словоформами выделяются следующие типы вариантов слова. 1. Фонетические: матрас — матрац. 2. Словообразовательные: табурет — табуретка. 3. Формообразовательные: выбрось — выброси. 4. Словоизменительные: смелый — смелого — смелому — смелые. 5. Лексико-семантические варианты слова (далее ЛСВ), отражающие его многозначность. Тождество слова при наличии разных ЛСВ поддерживается тождеством его лексемы. В большинстве случаев сохраняется и связь по значению между разными семемами одной лексемы. 6.Стилистические: чело — лоб.7. Региональные: родственники — родни, родные. 8. Диахронические варианты: шелом — шлем. Наличие у слова 2 сторон — лексемы и семемы позволяет одному слову входить в большое число разнообразных оппозиций. Системные отношения в лексике.Гак выделяет 3 вида отношений семем по семам в синтагматическом ряду.1. Семантическое согласование, когда в семемах сочетающихся слов имеются одинаковые семы. Змея ползет («без ног»). 2. Семантическое несогласование, когда в семемах сочетающихся слов нет совпадающих, но нет и противоречащих друг другу сем (змея перемещается). 3. Семантическое рассогласование при наличии в денотативных семемах сочетающихся слов противоречащих друг другу сем. В этом случае либо сочетание лексем становится бессмысленным (дождь ползет), либо в нем происходит изменение состава одной из семем, кот. становится коннотативной (время ползет; сохраняя сему «медленно движется»).

 




Дискуссия о субъекте и предикате. Позиционная схема высказывания.

Проблемы: 1.что явл.субъектом и предикатом в предлож-и: философы древности проводили параллель между предож-м и логич.суждением. поскольку в логич суж-и есть субъект и преикат, философы выдел.в предл. яз-ые субъекты и предикаты. (потебня) психологич.напр-е в яз-и предложило выделять еще и субъект(нечто известное-тема) и предикат мысли(нов.инф-я-рема). Т.о., соврем.линг-ка различает грамматич.анализ предл-я и мыслит.анализ. Предлож-е отлич-ся от предлож.-высказ-я. (явл-е яз. системы; встреч-ся в речи, реализация возмож-ных моделей предлож-я. В нем всегда отраж-ся субъект и предикат мысли. 2.существует ли односоставные предложения. Золотова, Бабайцева считали, что нет односост.предл-ий. Эксплицитное выр-е получает наиб.важная инф-я – предикат мысли, а субъект мысли и так понятен – его не надо озвучивать. При переносе этого предл-я – выск-я в др.временной период, мы передаем не только предикат мысли, но и субъект мысли.-----поздние лингвистич.исслед-я обращ-ся с понятием фигура(нов.,важн.,ярк.инф-я)-фон(то,что неважно). В предлож-е пемимо структ.схемы, выдел.разл.распространители, кот.в традиц.грам-ке описыв-ся как второстеп.чл.предл-я. Распространители назыв-т участников ситуации-октанты. И обстоят-ва,в кот. данная ситуация развертывается(октанты-ситуанты). Вместе с глав.чл.предл-я, октанты и ситуанты образуют позиционную схему высказ-я. Определ-я всегда относ-ся к к.-л.из членов позиционной схемы и своей позиции не меняет. Вариант учения об устройстве позиц-й схемы высказ-я предложил фр.лингвист Симон Мольер – вербоцентрич.конц-я предл-я. Он считал, что в предл-и 1 глав.член-глаг., а все ост.члены зависимы и делятся на октанты\подл.(правые и левые) и ситуанты. Напр., серое облако(окт.)нависло над лесом(ситуан.). предложению-высказыванию на ментал.уровне соответств.пропозиция(полное осмысление данной ситуации). 1 пропозиции на ментал.уровне может соотв-ть целый ряд различно построенных преложений-высказываний. Напр., 1.охотники, измучавшись и устав, возвращались домой. 2.ох.измучались, устали и возвр-сь домой. Пропозиции соотв-т глубинная структура. Позиционная схема высказ-я – поверхносная структура. Пропозиция состоит из мысл.образов внеш.мира, обобщенных до уровня понятийных классов(место, время, причина и т.д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...