Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техн-ии упр-ия развитием персонала: обучение, аттестация и управление карьерой




1. Обучение персонала. Цель обучения - получение образования. Образование – процесс и результат усвоения систематизир. знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Образование: общееи профес­сиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Профессиональное образование как процесс— одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — под­готовленность человека к опр. виду трудовой деятель­ности, профессии, подтвержденная документом об окончании учебного заведения.

Обучение персонала — целенаправленно организованный, планомер­но и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опыт­ных преподавателей.

3 вида обучения: подготовка, повышение ква­лификации и переподготовка кадров.

Подготовка кадров— планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человечес­кой деятельности, владеющих совокупностью специальных зна­ний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усо­вершенст-ия знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом треб-й к профессии или повышением в долж­ности.

 

Переподготовка кадров— обучение кадров в целях освоения но­вых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овла­дением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Предмет обучения: знания; умения; навыки; способы об­щени.

Обучениеможет осуществляться на рабочем местеи вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное). Внепроизводственная проф. подготовка связана со зна­чительными изменяющимися расходами, внутрипроизводствен­ная — со значительными, но фиксированными расходами.

2. Оценка персонала. Под деловой оценкой понимают процедуру, прово­димую с целью выявления степени соответствия опр. требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности. Задача деловой оценки сотрудника состо­ит в выявлении: его трудового потенциала, степени его использования, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность.

Особенности обязанностей, выполняемых руководителями, специали­стами и произв. персоналом, требует дифференцированной оценки их труда. Оценка руководителей производится с учетом органи­заторских качеств и ориентируется на результаты коллективного труда. Специалисты и производст. персонал оцениваются по результатам индивидуального трудового участия.

В оценках различают 3 группы методов:качественные, ко­личественные и комбинированные.

К группе качественных методовобычно относят методы биографи­ческого описания, деловой характер-ки, специального устного отзы­ва, эталона, а также оценки на основе обсуждения.

Кколичественным методам— все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффектив­ными считают метод коэффициентов и бальный.

К группе комбинированных—методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качест и колич методов.

Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэф­фициентов, балльный методи другие. Количественные оценки производятся с помощью экспертных оценок (для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают 6-7 критериев, по каждому из этих критериев дается соответствующая оценка по избранной шкале).

Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэфф-та профессиональной перспективностипо формуле:

где Оу.обр – оценка уровня образования

С – стаж работы по специальности

В – возраст

4.3.Управление карьерой. Карьера – это индивидуальное представление работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворе­ния трудом.Различают профессиональную и внутриорганизационную карьеры.

Професс. карьера строится на том, что в процессе своей трудовой деятельности каждый человек проходит последовательно опре­деленные стадии социального развития: обучение, поступление на рабо­ту, професс. рост, поддержка индивид.х проф. способностей, уход на пенсию.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную сме­ну стадий развития работника в рамках одной организации.

Гл. задачей планирования и реализа­ции карьеры является согласование профессиональной и внутриорганизационной карьер, что предполагает решение сл. задач:

1) достижение взаимосвязи целей организации и определенного со­трудника;

2) обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника для учета его индивидуальных потребностей и мотива­ций;

3) устранение тупиковых ситуаций, в кот. исключаются возмож­ности развития сотрудника;

4) исключение закрытости процесса управления карьерой и др.

Служебная карьера содержит ряд последовательных этапов:

- первый этап–получение профессионального образования –длится до 25

- последую­щий этап – этап продвижения – продолжается от 30 до 45 лет,

- третий этап – этап завершения – длится от 60 до 65 лет.

Целью карьеры не ста­вится область деятельности, определенная работа, должность, место на служебной лестнице. Причины, определяю­щие цель карьеры, меняются с возрастом, уровнем квалификации, рос­том полноты восприятия окружающего.


Мотивация персонала.

Мотивация– деят-ть, имеющая целью активизиро­вать труд. коллектив и каждого работающего в орг-ции и побудить их эффективно трудиться для выпол-ия целей, сфор­мулир-х в планах.

Мотивация – органическая часть процесса управления, по­средством которого человеческая энергия преобразуется в опреде­ленное поведение, ожидаемым результатом которого являются эф­фективные совместные действия, реализующие планы организации.

Процесс мотивации включает: установление или оценку не­удовлетворенных потребностей; формулировку целей и определе­ние действий, необходимых для удовлетворения потребностей. В ос­нове процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетво­рение которой достигается путем определенного поведения или действий.

Сущ. теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. 3 известные теории мотивации по потребностям,разработанные А. Маслоу, Д. Мак-Клеландом и Ф. Герцбергом.

А. Маслоу – автор теории мотивации через иерархию потреб­ностей: каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на 1ом, нижнем уровне, – это физиолог.потребности, на 2ом – потребности в безопасности, на 3ем – потребность в социальном признании, на 4ом – потребности в уважении и, на 5 – потребность в самовыражении. По мере удов­летворения потребностей нижнего уровня человек стремится к удовлетворению потребностей след. уровня.

Д. Мак-Клеланд, теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: потребности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвер­тым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна людям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу.

В соответствии с двухфакторной теорией мотивацииФ. Герцберга все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и фак­торы мотивации, отражающие характер и сущность самой рабо­ты. Гигиенич. факторы – размер оплаты, условия труда, межличност. отношения и характер контроля со стороны не­посредственного начальника. Если они удовлетворены, у работника не развивается чувство неудовлетво­р-ти работой.

2. Методы мотивации работников – часть организ-й культуры, их осн. назначение - обеспечение макс-го вовлечения людей, облад-х знаниями, в решение общих за­дач организации.

На трудовую мотивацию влияют различные стимулы:

- систе­ма экономических нормативов и льгот;

- уровень заработной платы и справедливость распределения доходов,

- условия и со­держательность труда,

- отношения в семье, коллективе,

- при­знание со стороны окружающих и карьерные соображения,

- творческий порыв и интересная работа,

- желание самоутвер­диться и постоянный риск,

- жесткие внешние команды и внут­ренняя культура и т.п.

В теории управления выделяют следующие главные методы мотивации:

- принуждение – основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа и т.д.;

- вознаграждение– в виде систем матер. и нематер. стимулирования хорошего труда;

- солидарность– развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благопр. организационного климата.

Нематериальные, учитывающие следующие виды потребностей:

- социальные,отражающие потребности в самоутверждении, оп­ределенном социальном статусе и власти; они удовлетворяются путем расширения возможности принятия участия в управлении, в развитии навыков и умений, в продвижении по должностным ступеням;

- моральные,отражающие потребности в признании и реали­зуемые с помощью одобрения, благодарности и других форм по­зитивной оценки;

- творческие,включающие стимулы, позволяющие не только использовать, но и наращивать потенциал людей. Это создание соответствующей творческой обстановки, открытость в отноше­ниях и информационном обеспечении, применение групповых форм работы, участие в конференциях и семинарах и т.п.;

- социально-психологические,отражающие потребности общения и представленные всеми элементами культуры организационных отношений как внутри организации, так и за ее пределами.

 

42. Стимулирование как метод мотивации.Стимулирование как способ управления трудовым поведе­нием работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жиз­недеятельности, используя мотивы, движущие его деятельно­стью. Стимулирование – это совокуп­ность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые се­годня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций.

Формы:

1. Заработная плата (номинальная)

2. Заработная плата (реальная)

3. Бонусы

4. Участие в прибылях

5. Участие в акционерном капитале

6. Планы дополнительных выплат

7. Стимулирование свободным временем

8. Трудовое или организационное стимулирование

9. Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания

10. Оплата транспорт­ных расходов или обслуживание собс­твенным транспортом

11. Сберегательные фонды

12. Организация питания

13. Продажа товаров, выпускаемых органи­зацией или получаемых по бартеру

14. Стипендиальные программы

15. Программы обучения персонала

16. Программы меди­цинского обслуживания

17. Консультативные службы

18. Программы жилищ­ного строительства

19. Программы, свя­занные с воспитанием и обучением детей

20. Гибкие социальные выплаты

21. Страхование жизни

22. Программы выплат по временной нетрудоспособности

23. Медицинское страхование

24. Льготы и компенсации, не связанные с результатами (стандартного характера)

25. Отчисления в пенсионный фонд

26. Ассоциации получения кредитов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...