Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правові основи функцонування підприємства.




Визначення, цілі діяльності підприємства.

Предприятие – основное организационное звено хозяйства Украины, самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научную, исследовательскую и др. коммерческую деятельность в целях получения прибыли. Предприятие не может содержать в себе др. юридических лиц. Сочетание равноправных юридических лиц называется объединение. Предприятие может создавать филиалы, отделения, представительства, др. обособленные объединения, но они не будут являться юридическими лицами. В развитых странах с рыночной экономикой предприятие называется фирмой. Отличительные признаки: предприятие со дня регистрации включается в гос. реестр предприятий Украины и приобретает права юр.лица. Обязательные атрибуты: -устав; -наименование; -юридический адрес; -печать; -товарный знак; -обособленный учет; -бухгалтерский баланс; самостоятельный расчетный счет в банке. -приобретает права и несет ответственность в соответствии с законодательством Украины; -имеет собственное имущество и отвечает им по своим обязательствам; -получает правоспособность от своего имени выступать в хоз.обороте; -осуществлять все виды договоров с партнерами, потребителями. Устав – собрание обязательных правил, регулирующий деятельность предприятий, взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования. Утверждается собственниками имущества. Имеет след. -наименование; -местонахождение; -предмет деятельности; -цели создания; -размер и порядок образования уставного фонда; -порядок распределения прибыли; -органы управления и контроля, их компетенции; -условия реорганизации и ликвидации.Имущество предприятия – материальные активы и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе и кот. принадлежит предпр-ю по праву собствен. или полного хоз-го ведения. Источники формирования: -денежные, материальные взносы учредителей; -доходы от реализации прод-и, др. видов хозяйств-й деятельности, ценных бумаг; -кредиты банков; -кап. вложения, дотации; -поступления от приватизации; - благотворительные взносы от предприятий, организаций, граждан. Главная цель создания любого предприятия называется миссией. Миссия определяет причину появления предприятия на рынке. Цели различают объективные, субъективные. Объективные цели преследует государство, разрешая создавать новые предприятия – производство продукции и оказание услуг; каждое предприятие решает проблему занятости населения; формирование бюджета. Субъективная цель – получение прибыли. Все предприятия должны соблюдать законодательную базу: закон "О предпринимательстве", "О предприятиях", Кодекс Украины о "Государственной регистрации юридических и физических лиц предприятий". Предприятие как субъект хозяйствования вступает во взаимоотношения с другими субъектами: -с поставщиками материальных и технических ресурсов и потребителями продукции; -с занятыми работниками, они регулируются на основе коллективного договора, а с каждым работником конкретно – на основании заключения индивидуального контракта; в индивидуальном договоре оговаривается форма и оплата труда; -отношение с государством: начальным этапом является регистрация

Правові основи функцонування підприємства.

Підприємства мають діяти в межах законодавства, що регулює усі напрямки його діяльності. З поміж усіх юридичних актів визначальними є Закон України про підприємництво та статут підприємства, колективний договір. Закон про підприємництво: визначає види і організаційні форми підприємств, правила їх створення і ліквідації, механізм здійснення ним підприємницької діяльності; створює рівні правові умови для діяльності підприємств незалежно від форм власності на майно і системи господарювання; забезпечує самостійність підприємств, чітко фіксує їх права і відповідальність у здійсненні господарської діяльності, регулює відносини з іншими господарюючими суб’єктами та державою.

Будь-яке підприємство діє на підставі власного статуту, тобто зібрання правил, що регулюють сукупну їх діяльність, взаємовідносини з іншими господарюючими суб’єктами.

Велике значення має також трудовий договір – угода між трудовими колективами в особі профспілки та адміністрацією, що укладається щорічно і не може суперечити діючому законодавству.

Колективним договором регулюються виробничі, трудові та економічні відносини трудового колективу з адміністрацією усякого підприємсчтва, яке виконристовує найману працю.

 

 

3. Класифікація підприємств.Предприятия классифицируют в зависимости от признаков: 1.Цели деятельности предприятия: - коммерческая; - некоммерческая (образование, культура, медицина). 2.Виды предприятий в зависимости от вида собственности: - частные; - коллективные; - государственные; - коммунальные; - смешанная форма собственности; к ней относятся такие виды:-если в уставном фонде 10% ин. инвестиций, то оно называется предприятием с иностранными инвестициями; -если 100% - иностранным. 3.По способу создания формирования уставного фонда: - унитарные (один учредитель); - корпоративная (учредителей 2 и более).4.Группировка предприятия по отраслевому признаку: - промышленность; - с/х предприятия; - строительные; - транспортные; - торговые; - научные; - связь; - бытовое обслуживание.Ведущими являются предприятия промышленные, с/х транспорта и строительства. В промышленности: машиностроительные; металлургические; химические; нефтедобывающие; пищевые; предприятия легкой промышленности. 5.В зависимости от размера: -малые; - средние;- крупные. К малому предприятию следует относить такое предприятие в котором среднеучетная численность за прошлый год не превысила 50 человек; валовой доход от реализации за прошедший год не превышает сумму эквивалентную 500 тыс. Є по курсу НБУ. К крупным относятся предприятия, в которых среднеучетная численность за прошлый год превышает 1000 человек, валовой доход от реализации превышает сумму эквивалентную 5 млн.Є по курсу НБУ. 6. Признак по целостности и подчиненности: Существуют материнские и дочерние предприятия, а также головное (П) предприятие, филиалы и отделения. Материнским считается предприятие владеющее контрольным пакетом акций или уставным фондом др.предприятий, именующегося дочерним по отношению к первому. Если дочернее предприятие приобретает контрольный пакет акций или учреждает новое предприятие, то последнее наз. внучатым по отношению к 1-му П и дочерним по отношению ко 2-му П. Различают головное П, филиалы и отделения. Филиалы и отделения не имеют самостоятельного юридического статуса.

4 . ОБЪЕДИНЕНИЯ.Крупному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий в совместные (ассоциативные) структуры. Наиболее
распространенными в развитых странах могут быть названы следующие объединения: • Корпорация • Хозяйственная ассоциация • Концерн • Холдинговая компания

• Консорциум • ФПГ - финансово промышленная группа • Картель • Трест • Синдикат

Корпорации - это АО, объединяющие деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты ишсресов, а также получения привилегий как юридическое лицо. Корпорация несёт ответственность по долгам налогам и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности. Хозяйственные ассоциации - это договорные объединения предприятий и организаций, которые создаются для совместной деятельности, выполнения однородных функций (статья 21). Ассоциации являются одной из наиболее мягких форм объединения, которая минимально ограничивает действия участников Предприятие и организация могут быть членом нескольких ассоциаций. Концерн - это форма договорных крупных объединений (монополистического типа). Она позволяет использовать возможности крупномасштабного производства, благодаря наличию крупных производственных связей В современной экономике в форме концернов проявились бывшие отраслевые структуры министерства и главные управления.

Холдинговая компания объединяет предприятия, основным признаком которых является то, что они обладают контролем над другими компаниями за счёт владения их акциями. Это означает, что холдинг способен влиять на принимаемые решения предприятий, входящих в объединения. Консорциум - это временное добровольное объединение предприятий и организаций, образуемое для решения конкретных проблем, реализации инвестиционных
социальных и экологических проектов. Такая форма выбирается тогда, когда "заманчивый" проект связан с высокой прибылью, но требует значительных затрат на длительный срок при высокой степени риска. Картель - объединение предприятий обычно одной отрасли, которое предполагает совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта на основе установленных цен, квот, условий реализации.

 

5 .Рыночная среда ф-я предприятия.— Характер работы предприятия и ее эффективность определяется воздействием внешних и внутренних условий развития предприятия.
К внешним по отношению к предприятию относится вся рын. система хозяйствования с присущими ей рын. институтами. К рын условиям • функционирования пр-я, кот-е и определяют пр. вс. успешность его развития, относятся как его собств. ресурсы, так и способность их опт. сочетать. Поэтому выделяют внутр. Факторы развития двоякого рода:

1)факторы ресурсного обеспечения-это здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, ден. ср-ва, информация- т.е.все то, что обеспечивает пр-во продукции и оказание услуг. 2) Факторы, кот. обеспечивают наиб, эффективное соединение этих ресурсов, т.е. управление предприятием в самом шир. смысле этого слова - организация пр-ва и
труда, внедрение достижений н. и т., повышение квалификации работников. Особое место в совр. условиях приобретает коммерческая и снабженческая деятельность. Учет этих факторов позволит решить 3 вида задач: 1.-изыскивать оптим. соотношения между затратами и результатами; 2.-определить наиболее привлекат. Точки приложения инвестиций;3.-находить наиболее эффективные способы реализации продукции; На первый взгляд представляется, что наиболее важными явл. факторы 1гр, поскольку матер, ресурсы предст. основн. часть имущества предприятия, но успешная работа предполагает пр. вс. рациональное исп-е ресурсов. Такая оценка делает необходимым глубокое изучение конкр. эконом, показателей, которые отр-ют кач-во работы предпр: себест-ть продукции, прибыль, оборачиваемость о.с., использ-е инв. фонда, кот. наиболее полно изуч-ся в данном курсе.

Предприятию необходимо знать, что производить и как, но важно ответить на вопрос- до каких пределов наращивать произв-во, чтобы предельн изд были наименьшими.

6.ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно оно служит производителем товаров и услуг, являясь основным субъектом рынка, который вступает в хозяйственные и правовые отношения с др.

субьектами рын. эк-ки. В условиях рыночных отношений деят-ть предприятия преобр форму предпр-ва. Под предпринимательством понимают инициативную, самостоятельную деятельность юридических лиц или граждан, направленную на получение прибыли. Права, обязанности, ответственности и гарантии предприни-мателя регулируются законодательством . Им гарантируются след, права :-заниматься предпринимательской деят-тью;-создавать предприятия;-приобретать необх. для их деят-ти имущество:-иметь равное право доступа всех субъектов к матер, трудовым, инф. и природным ресурсам;-равные условия деят-ти предприятий.Независимо от вида собственности и орг-правовых норм,-защита имущества предприятия от незаконного изъятия;-недопущение недобросовестной конкуренциипредприятия и монопольного положения на рынке; Предпринимательская деятельность м. осуществляться с образованием и без обр-я юр. лица гражданином или инд. Предпринимателем  (после гос. регистрации). Проблема функционирования предприятия в рын. эк-ке является весьма многогранной и особенно впосл. годы активно изучается целым комплексом наук-экономических, социологических психологических,политических. Экономика пр-я изучает его, как основного субъекта рын. экономики, занятого производством и реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.

 

7. Франча́йзинг — це форма співпраці між юридично та фінансово незалежними сторонами (компаніями та/або фізичними особами), в рамках якої одна сторона (франчайзер), що володіє успішним бізнесом, відомою торговою маркою, ноу-хау, комерційними таємницями, репутацією та іншими нематеріальними активами, дозволяє іншій стороні (франчайзі) користуватися цією системою на обумовлених умовах.

Основні принципи співпраці по франчайзингу:-Франчайзер є власником торговельної марки.

-Франчайзер має перевірену бізнес-ідею.-Франчайзі керує точкою під вивіскою франчайзера як незалежний підприємець, його заробітком є прибуток від діяльності.-Франчайзі є власником майна, що знаходиться в точці.-Франчайзер передає франчайзі знання того, як власне необхідно вести діяльність (ноу-хау).-Франчайзі сплачує вартість франшизи (одноразово), а також періодичні відрахування за користування з ноу-хау (безпосередньо у формі платежів або побічно в націнках на товар, що купуються у франчайзера).-Франчайзі часто не має можливості самостійно визначати ціни товарів або послуг у своїй точці.

-Зазвичай франчайзі має можливість самостійно формувати асортимент, у рамках, визначених франчайзером.-Принципи співпраці франчайзера і франчайзі регулює франчайзинговий договір, а інструкції, як власне вести діяльність, зібрані в операційному підручнику.Купуючи франшизу, підприємець наважується вести підприємницьку діяльність на власний ризик, але під вивіскою франчайзера. Відома марка гарантує більше число клієнтів і дійсно зменшує ризик банкрутства. Прийнявши рішення про співпрацю на принципах франчайзингу, обидві сторони підписують договір про співпрацю. Основним обов'язком франчайзера є надання дозволу на торговельну марку і передача знань та досвіду ведення цього бізнесу та підтримка партнера протягом усього періоду тривання дії Договору. Основним обов'язком франчайзі є дотримання спільних для всієї мережі стандартів діяльності підприємства та відрахування франчайзингових платежів. У 2001 почала свою діяльність в Україні Асоціація франчайзингу. Її завдання — представляти інтереси підприємців, що працюють за договорами франчайзингу, на урядовому рівні. Асоціація займається розвитком ринку, організацією виставки, конференцій, семінарів, публікаціями та консультаційною підтримкою.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...