Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое положение Великого князя в системе гос.власти ВКЛ. Вклад Великих князей ВКЛ процесс формирования и развития гос.
В период формирования своей территории во главе ВКЛ стоял государь, который назывался великим князем. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью Он имел право вести международные переговоры, посылать и принимать послов, вступать в союзы, заключать мирные договоры и объявлять войну. Он считался руководителем всех высших исполнительно-распорядительных органов, снимал и назначал высших должностных лиц, так же великий князь распоряжался казной. Ограниченность власти великого князя закреплялась в Статуте по разному: в одних случаях это излагалось в форме клятвы или обещания "господаря" сохранять нерушимость права, в других - в форме непосредственного запрещения. Например, великому князю запрещалось без разрешения сейма начинать войну или издавать новые законы. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из которых входили в состав Рады ВКЛ. Владея огромными землями, они имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась Сеймом.Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду Сойм ВКЛ.Процесс становления ,состав, порядок деятельности. Высшие служебные лица ВКЛ. Их правовое положение и деятельность. По форме правления ВКЛ быломонархией, но монархией ограниченной. Все вопросы общественного и политического характера князь должен был согласовывать с Радой. У самого же князя концентрировалась значительная власть. В его компетенции была внешняя политика, он руководил войсками, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельности, выдавал различные правовые акты, грамотыРада ВКЛ состояла из ближайших родственников князя, самых богатых бояр, должностных лиц государственного аппарата и духовенства.Рада ВКЛ была постоянно действующим органом государства.Она решала все важнейшие общественные и политические вопросы, будь то: заключение международных договоров, назначение должностей, защита государства, избрание нового князя, принятие и обсуждение законодательных актов. Главной задачей Рады было защищать права крупной шляхты от произвола князя и охранять неприкосновенность своего государства.Сойм ВКЛ был скорее совещательным органом, чем законодательным. Предварительные решения вначале готовилось князем и Радой, потом поступали на рассмотрение Сойма. Но в 16 веке полномочия его несколько увеличились, но от этого он не был постоянно функционирующим законодательным органом. До 16 века порядок работы и созыва Сойма ВКЛрегулировался обычным правом, а не законодательством. Соймом также назывались сходки жителей города, шляхты в поветах. Обычный состав Сойма был представлен епископами, пожелавшими присутствовать феодалами, шляхтой, должностными лицами.Руководство делами также принадлежало высшим должностным лицам,которые руководствовались в основном обычным правом. К их числу принадлежали:1.Воевода. Власть в воеводстве принадлежала воеводе, решавший вопросы любого уровня, будь то хозяйственные, судебные, военные.2.Каштелян был заместителем воеводы, командующий военными отрядами Княжества.3.Подвоевода заведовал подвоеводской канцелярией.4.Городничий был ответственным за укрепление и ремонт замка.5.Ключник присматривал за выполнением различных повинностей, сбором податей. 6.Лесничий и ловчий занимались охраной лесных угодьев. 7.Стайник заведовал конюшней.8.Канцлеру была представлена казна. Он также обладал государственной печатью ВКЛ.9.Маршалом было лицо, которое значилось как высшая должность в княжестве.10.Подскрабий земский ведал финансовыми вопросами. 11.Староста стоял во главе повета.12.Войт обладал властью в городе. Являлся главой городского магистрата. 13.Лентвойт был помошником войта в городах с магдебурским правом.14.Тиуны, сотники, приставы, старцы были главами сельской администрации.
Органы власти и управления в городах ВКЛ Города с магдэбургским правом исключались из администрации воевод и старост и создавали органы городского управления (магистрат) в сочетании с некоторыми элементами самоуправления. Частные города являлись собственностью особых князей и панов, управление в них зависело от воли владельца. Магистрат состоял из рады и лавы, в него входили войт, бурмистры, радцы и лавники. Во главе городской администрации и суда стоял войт, который назначался из феодалов или горожан правительством пожизненно. Правосудие осуществлял совместно с радцами и лавниками. Мог назначать помощника – лейт-войта. Помощниками по управлению делами города были бурмистры, которые утверждались войтом из числа радцев. В раду входили наиболее богатые купцы, руководители цехов и богатые мастера. В одних городах рада выбиралась мещанами, в других ее комплектовал войт. Городской войт занимался общими вопросами, следил за порядком в городе, сбором налогов, осуществлял правосудие по наиболее тяжким преступлениям.Бурмистры решали текущие дела, вопросы торговли, городского благоустройства и пр. Сбор налогов, контроль за торговцами и ремесленниками лежал на сотских, десятских и «слугах местных», подчинявшимся войту и бурмистрам.В решении общегородских проблем определенное значение имели сходы мещан ― сеймы, веча и копы. На сходах слушался отчёт бурмистров о расходовании городской казны, готовились жалобы и челобитные, выносились постановления по сбору средств на городские нужды и пр. Копные сходы мещан занимались расследованием и разбором уголовных дел. С ростом городов и развитием классовой дифференциации общие сходы мещан постепенно теряли своё значение.
Люблинская уния.Бресцкая церковная уния и ее последствия. Полоцкий церковный собор и ликвидация униатской церкви в Беларуси |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |