Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма государственного устройства РП в 17-18 вв. Высшие органы гос.власти




Главная проблема – вопрос об определении государственного устройства и формы правления.1 подход: Речь Посполитая – многонациональная конфедерация.2 подход: Речь Посполитая – федерация.

Речь Посполитая считалась совместным государством «обоих народов» - польской и литвинской шляхты, она вела общую внешнюю политику, но не была унифицирована политическая система. Препятствием на пути унификации были статуты ВКЛ. Политически формально 2 государства объединяли монарх и сейм, которые были высшими органами в Речи Посполитой. Нормы статута 1588г. законодательно закрепили обособленность ВКЛ. Речь Посполитая состояла из 2 частей: короны и княжества. На правах совместного владения входила территория Инфлянд (Ливония).

Речь Посполитая – многонациональное государство, национально неоднородное. Поляки составляли 40% жителей, 10% из 8 млн. составляла шляхта.Форма правления: Мазарчук считает, что это сословно-представительная монархия, Лойко, частично Вишневский, считают, что Речь Посполитая – шляхетская республика, где была установлена республиканская власть и институтом слабого монарха, который с 1573г. избирался.

Руководитель государства – польский король, он же князь русский, литовский, жамойтсткий, имел ограниченные полномочия, свободно избирался. Между шляхтой и каждым новым королем заключался совместный договор – пакт конвента, который обозначал обязанности новоизбранного короля. Полномочия короля: решение о войне и мире, сборе ополчения монарх может принимать только с согласия сейма, не имел право выводить ополчение за границу, король был обязан созывать сейм не реже раз в 2 года, стоять на страже мира между подданными, при принятии важнейших решений советовался с сенаторами. Если монарх нарушит закон, подданные могут отказать ему в повиновении.

Несмотря на ограничения, монарх сохраняет некоторые полномочия: назначение центральных и земских чиновников, в том числе воевод и каштелян, которые вместе с ним составляли сенат, имел право вносить законопроекты и выносить приговоры в высшей инстанции, но в основном на территории Польши (на территории ВКЛ существовала обособленная политическая система), законодательная, частично судебная власть, имел общий вальный сейм, состоящий из 2 палат: посольской избы и сената.Сенат состоял из магнатов, представителей центральных и провинциальных администраций, верхов католической церкви, всего 140-150 сенаторов (27 от ВКЛ). Посольская изба считалась решающей частью сейма, но фактически ничего не решала.Вальный сейм – высший государственный орган.Общие сеймы заседали в Варшаве, с 1673г. каждый третий проходил в Гродно. В нарушение Люблинского акта перед созывом вального сейма в Волковыске или Слониме созывался генеральный сеймик ВКЛ, на котором уточнялись инструкции послам, вырабатывался общий взгляд литовской шляхты на проблемы.С середины 17 века роль сеймов в управлении государством уменьшается, все большее значение приобретают конфедерации, т.е. союзы и группировки магнатов и шляхты: обычные (шляхта одного воеводства) и генеральные. Руководящий орган конфедерации – вальная рада (тот же сейм), но решения на ней принимались большинством голосов.

На протяжении 17 века государственный аппарат Речи Посполитой приходит в упадок, негодность. События Северной войны фактически превратили Речь Посполитую в объект постоянного вмешательства иностранных государств.

 

Первый раздел РП. Законодательная деятельность 4-х летнего сойма РП

Причины разделов Речи Посполитой заключались, прежде всего, во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления Шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI в. действовало право «либерум вето». Согласно ему, если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заедание сейма прекращалось. Единогласие являлось главным условием принятия постановления сейма. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.
Положение осложнялось внешнеполитическими обстоятельствами, связанными в начале XVIII в. с боевыми действиями в годы Северной войны. Речь Посполитая стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.
В 1772г. в Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей. Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь.После 1 раздела территория Речи Посполитой сильно сократилась, но государство продолжало существовать, шла ожесточенная борьба между патриотической партией и сторонниками России. Огромную роль в политической жизни этого времени сыграл 4-летний сойм, который начал действовать в 1788г., 177 человек, 69 из них – патриоты. Сойм объявил себя конфедерацией, что позволило принимать решения большинством голосов. Перед закрытием продолжил свои полномочия. В январе 1791г. сойм принял новые кардинальные нерушимые права, которые отменяли одноименный акт 1768г. Согласно им провозглашалось господствующее положение католической церкви, неразрушимость унии Польши и ВКЛ, суверенность Речи Посполитой, свобода слова, печати, правовое государство. Решением сойма увеличена армия, новые принципы ее комплектования. В марте 1791г. сойм принял закон о поветовых сеймиках: безземельная шляхта (галота) потеряла избирательные права. В апреле 1791г. – закон о городах: мещанам гарантировалось право личной неприкосновенности, право приобретать имения с зависимыми крестьянами, занимать государственные посты, но незначительные, избираться в сойм с правом совещательного голоса, выбирать органы самоуправления. Получали право при условии владения недвижимым имуществом объявляться шляхтой.

Результатом реформ и наивысшим достижением патриотической партии стал закон о правительстве 1791г., который в истории получил название конституция Речи Посполитой от 3 мая – 2 в мире конституция. Закон регулировал организацию государственной власти, права и обязанности граждан, под которыми понимались уже все жители страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...