Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Христианизация населения. Государство и церковь




До принятия христианства восточные славяне были язычниками. Праздновались языческие праздники: Каляды, Купалье, Масленица. Официально Киевская Русь приняла крещение в 988 году. В 992 году в Полоцке была основана христианская епархия - церковная территориальная единица, которая управляла епископом. Была построена первая церковь во имя Богородицы. Первыми епископами были греки из Византии или Болгары. В 1005 году была основана Туровская епархия. Обе епархии вошли в состав Киевской метрополии. Самый известный Туровский епископ - Кирилл Туровский. В 1054 году христианская церковь поделилась на православие и католичество. В Х ст. были построены первые монастыри: Полоцкий монастырь Святого Иоанна, Пинский Лещинский монастырь. Но документально известно про монастыри в Беларуси только с 12 ст . Известные архитектурные памятники того времени: Софийский собор в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Спасо-Ефросиненская церковь в Полоцке. Были построены замки: Полоцкий нижний и верхний, Городенский, Новогрудский. С начала 9 ст. широко распространяется письменность. Наибольшую ценность в письменности представляют рукописные книги (изготавливались из пергамента). Самая ранняя рукописная книга на Беларуси - Туровское евангелие (11 ст.), Полоцкие евангелие (12-14 ст.), Аршанское евангелие (13 ст.). Кроме церковной литературы распространяется светская литература - летописи. Летописи Киевской Руси: «Повесть прошлых лет», «Слово о походе Игореве». Появляется литература про святых: «Жизнь Ефросиньи Полоцкой» (1187 год), «Жизнь Кирилла Туровского», «Жизнь Аврамия Смоленского» (1240 год).
Великое место в истории культуры Беларуси занимает Ефросинья Полоцкая (1110-1173), монахиня - дочка младшего сына Всеслава «Чародея». Она переписывала и переводила книги, основывала монастыри и школы для детей при церквях. Крест Ефросиньи Полоцокй, сделанный в 1161 году Лазарем Богшей стал святыней белорусского народа.

 

 


Основные черты и особенности белорусских княжеств. Формир-е классов и соц. групп населения.

В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а только уплачивали государственные налоги и выполняли повинности. В 9-13 вв. термина, "государство" еще не было, использовались другие названия: "земля", "город", "княжество". Каждый "город" имел свой политический центр - стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет , вече . Во главе государства стоял великий князь. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече . Помощь князю оказывали дружина и совет старейшин. В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности - волостители. В 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы. Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины Так же община была наделена и судебными полномочиями,. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. Функции органов управления на местах осуществлялипосадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 756.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...