Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прокурорский надзор за исполнением законодательства органами милиции в качестве органа дознания.




Милиция - система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Орган дознания – это орган гос, уполном. Осущ первонач этам предварите. Расследо – дознание.

ОВД – органы, в компент.кот.проведение дознание – осн.ф-ия.

УПК: На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 настоящего Кодекса;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Указания прокурора обязательны для исполнения органами дознания (обжалование, приостановление). Для дознавателя все указания прокурора являются обязательными

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен:

1) письменно истребовать от органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;

2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 настоящего Кодекса;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в части 5 статьи 35 и части 6 статьи 38 настоящего Кодекса, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;

6) давать органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать жалобы на решения и действия органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) выносить органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, в ходе дознания.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - одно из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то Законом, в пределах их компетенции.

Правовое регулирование ОРД: УПК, закон «Об ОРД».

В соответствии с законом «Об ОРД» право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) пограничных войск;

4) органов государственной охраны - Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

5) органов финансовых расследований;

6) таможенных органов;

7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

В соответствии с законом о прокуратуре, предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Сведения о тактике, методах и следствии при ОРД в предмет прокурорского надзора не входят.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

 

Задача прокурорского надзора за ОРД:

- выявление нарушений законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Эта задача конкретизируется в зависимости от требований закона «Об ОРД». Проверяя законность ОРМ прокурор должен прежде всего убедиться, что данное ОРМ предусмотрено законом «Об ОРД». Перечень ОРМ в законе исчерпывающий.

Цель ОРД – защита жизни, прав, свобод, законных интересов государства и личности, защита собственности и охрана общественной безопасности.

Проверка законности должна дать прокурору ответы на следующие вопросы:

1. Действительно ли данное ОРМ было направлено на достижение установленной законом «Об ОРД» цели;

2. Имелись ли основания к проведению ОРМ;

3. Входило ли проведение конкретного ОРМ в компетенцию тех органов, которые его проводили;

4. Был ли соблюдён процессуальный порядок проведения данного ОРМ.

Основными задачами ОРМ являются:

1. выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение преступлений и лиц, причастных к ним;

2. розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда; розыск без вести пропавших лиц; охрана государственных секретов; добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности;

3. сбор информации о лицах, необходимой для принятия решений о следующем:

- о допуске к государственным секретам;

- о допуске на работу, представляющую опасность окружающей среде и человеку;

- о допуске к участию в ОРД.

 

Проведение ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан допускается только с санкции прокурора по мотивированному постановлению органа, осуществляющего ОРД.

Проведение ОРМ допустимо при ставшей известной информации:

- о лицах, совершивших преступление;

- о самом преступлении;

- о сведениях, влекущих тяжкое преступление.

 

Проверяя законность проведения ОРМ, прокурор должен удостоверится:

1. были ли вынесены постановления соответствующих должностных лиц;

2. имелась ли угроза совершения тяжкого преступления;

3. были ли известны события или действия, создающие угрозу национальной безопасности.

Результаты ОРД должны обязательно документироваться и отражаться в делах оперативного учёта. Срок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, исчисляется в сутках с момента дачи санкции прокурора, но не более 2-х месяцев (по общему правилу). Может продлеваться до 18 месяцев.

 

Полномочия прокурора при надзоре за ОРД:

При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

- проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;

- продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;

- требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством;

- принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;

- требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

 

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:

- опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

- выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

- выносят постановления о возбуждении уголовных дел.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 439.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...