Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прокурорский надзор за исполнением законодательства органами милиции в качестве органа дознания.
Милиция - система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Орган дознания – это орган гос, уполном. Осущ первонач этам предварите. Расследо – дознание. ОВД – органы, в компент.кот.проведение дознание – осн.ф-ия. УПК: На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются: 1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении; 2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 настоящего Кодекса; 3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам; 4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений. Указания прокурора обязательны для исполнения органами дознания (обжалование, приостановление). Для дознавателя все указания прокурора являются обязательными Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен: 1) письменно истребовать от органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы; 2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 настоящего Кодекса; 5) отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в части 5 статьи 35 и части 6 статьи 38 настоящего Кодекса, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания; 6) давать органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 9) разрешать отводы и самоотводы; 10) разрешать жалобы на решения и действия органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; 11) выносить органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, в ходе дознания. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - одно из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то Законом, в пределах их компетенции. Правовое регулирование ОРД: УПК, закон «Об ОРД». В соответствии с законом «Об ОРД» право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел; 2) органов государственной безопасности; 3) пограничных войск; 4) органов государственной охраны - Службы безопасности Президента Республики Беларусь; 5) органов финансовых расследований; 6) таможенных органов; 7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь. В соответствии с законом о прокуратуре, предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сведения о тактике, методах и следствии при ОРД в предмет прокурорского надзора не входят. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Задача прокурорского надзора за ОРД: - выявление нарушений законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Эта задача конкретизируется в зависимости от требований закона «Об ОРД». Проверяя законность ОРМ прокурор должен прежде всего убедиться, что данное ОРМ предусмотрено законом «Об ОРД». Перечень ОРМ в законе исчерпывающий. Цель ОРД – защита жизни, прав, свобод, законных интересов государства и личности, защита собственности и охрана общественной безопасности. Проверка законности должна дать прокурору ответы на следующие вопросы: 1. Действительно ли данное ОРМ было направлено на достижение установленной законом «Об ОРД» цели; 2. Имелись ли основания к проведению ОРМ; 3. Входило ли проведение конкретного ОРМ в компетенцию тех органов, которые его проводили; 4. Был ли соблюдён процессуальный порядок проведения данного ОРМ. Основными задачами ОРМ являются: 1. выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение преступлений и лиц, причастных к ним; 2. розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда; розыск без вести пропавших лиц; охрана государственных секретов; добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности; 3. сбор информации о лицах, необходимой для принятия решений о следующем: - о допуске к государственным секретам; - о допуске на работу, представляющую опасность окружающей среде и человеку; - о допуске к участию в ОРД.
Проведение ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан допускается только с санкции прокурора по мотивированному постановлению органа, осуществляющего ОРД. Проведение ОРМ допустимо при ставшей известной информации: - о лицах, совершивших преступление; - о самом преступлении; - о сведениях, влекущих тяжкое преступление.
Проверяя законность проведения ОРМ, прокурор должен удостоверится: 1. были ли вынесены постановления соответствующих должностных лиц; 2. имелась ли угроза совершения тяжкого преступления; 3. были ли известны события или действия, создающие угрозу национальной безопасности. Результаты ОРД должны обязательно документироваться и отражаться в делах оперативного учёта. Срок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, исчисляется в сутках с момента дачи санкции прокурора, но не более 2-х месяцев (по общему правилу). Может продлеваться до 18 месяцев.
Полномочия прокурора при надзоре за ОРД: При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право: - проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий; - давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом; - продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий; - давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения; - требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством; - принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора; - требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования: - опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; - выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности; - выносят постановления о возбуждении уголовных дел.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 439. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |