Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон Мальтуса. Римский клуб. Ноосфера.




Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения равновесия системы общество - природа. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: «чем полнее свобода, тем выше ответственность».

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человек должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно.

З-н Мальтуса: темпы роста производимых мат благ, по сравнению с темпами роста народонаселения возрастают по арифмет прогрессии. Если, наоборот – в геометр прогрессии. Из-за расхождения в темпах роста растет соц напряжение, истощаются природные ресурсы. Преступность – есть производная от разности темпов.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Главная задача с момента образования Римского Клуба - выявление жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, и выработку стратегии их решения. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интеллигентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стремящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

В преобразовании первобытного стада в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общей способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредуется, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. То есть труд - та главная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, которая является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

Природная Среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера приложении его сил.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географ средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера — термин, введенный в научный оборот в начале 20-х гг. XX столетия французским математиком и философом Э. Леруа. В его работах, а также в научных трудах П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливалась как чисто духовное явле­ние. В рабо­тах В.И. Вернадского ноосфера рассматривалась как качес­твенно новый этап эволюции биосферы, обусловленный исто­рическим развитием человечества, его трудом и разумом. Учение о ноосфере позволяет ответить на коренные вопросы современного этапа развития человечества, определить принци­пиально новое отношение к биосфере, с которой оно неразрывно связано, и пойти дальше в направлении создания экосоциальной системы, обеспечивающей гармоническое взаимодействие об­щества и природы. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразованиями воздействия общества на природу.

 



Проблема истины.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме. Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного. Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

Проблема истины в философии

Вопрос об истине один из важнейших в теории познания. Проблема истины очень сложна. Зачастую от того, как трактуется истина, зависит жизненная позиция и судьба человека, ученого.

В истории философии имеют равные понимания истины. Выделим несколько концепций.

I. Классическая Согласно этой концепции, истина есть соответствие наших знании действительности. Ее разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Гегель, Фейербах и Маркс. Мы видим, что среди ее приверженцев и материалисты, и идеалисты и метафизики, и диалектики. Различия внутри этой концепции происходят по вопрос о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

2. Когерентная. Распространилась в неклассической философии с развитием математической логики. Истинным считается то знание, которое внутренне непротиворечиво. Недостаток этой концепции в том, что берется готовое знание и не соотносится с тем объектом о котором идет речь.

5. Прагматическая Согласно этой концепции истинно то знание, которое имеет практический эффект. Истинно то, что полезно, выгодно. Но не всегда истинное знание обладает практической значимостью (например, положения теоретической науки)

4. Постмодернистская. Утверждает плюрализм, множественность истин. Отрицается существование объективной реальности, единственной реальностью заменяется реальность текста. Само понятие истины порой заменяется понятием интерпретации.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективных и субъективных сторон. Когда мы говорим, истина "субьективна" значит, она не существует помимо человека и человечества: истина объективна - значит, истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества. В 30-40-х годах в нашей стране внедрялось мнение, что есть "буржуазная физика", "буржуазная генетика". Были гонения на тех ученых, что поддерживали теорию относительности, хромосомную теорию наследственности и др. Но истина не зависит от классов, чьих-либо интересов. В этом суть объективной истины.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества следует ее конкретность. Конкретность — это зависимость знания от связей и взаимодействий присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они развиваются. Примеры:

––Учение об атомах Демократа: "Вес тела состоят из атомов, атомы неделимы". С позиций сегодняшней науки оно не является истиной. Но в эпоху Древней Греции это положение соответствовало тому уровню развития практики, накопленному опыту.

––Вода закипает при 100 0С. Но если подняться высоко в горы, где давление ниже 760 мм рт.ст, то это утверждение превратится в заблуждение.

Эти примеры показывают, что к понятиям "истина" и "заблуждение" нужно подходить с требованием соотносить их содержание с конкретным предметом, связями и отношениями. Истина связана с заблуждением. Но заблуждение–неотъемлемый элемент в процесса познания.

Сушествуют разные формы истины. В теории познания важное место занимают абсолютная и относительная истины. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание. которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Это исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Примеры относительных истин — классическая механика и теория относительности. Вторая сменила первую, но ньютоновская механика представляет собой истину, а не заблуждение, она и сегодня используется в ряде областей. И абсолютная, и относительная истина являются объективной, т.е. не зависящей от человека истиной, а диалектика абсолютной и относительной истины приводит нас к принципу конкретности. Истинное знание имеет пределы применимости. К объекту познания надо подходить с учетом его реальных условий, конкретной обстановки. История философии и науки показывает, что человечество постоянно преодолевает предел имеющегося знания, одни теории сменяются другими, поэтому вопрос об истине был актуальным всегда. Истина не что-то застывшее, а то, что находится в процессе формирования. В науке идет непрерывный рост объема истинного знания.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...