Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие как предмет фил знания




БЫТИЁ, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизическому материализму.

Категория бытия, составляя исходную точку онтологии, полу­чала, однако, неодинаковую трактовку на разных этапах фило­софской мысли. Уже в античной философии возникает классичес­кое понимание бытия как некоего всеобщего под-л ежащего, то есть основания всех реальных вещей. Последние в своем конкретном существовании опираются на что-то сущностное и единое для всех них, которое - в отличие от каждой вещи - есть вечное, неподвиж­ное и неизменное . Иными словами, мы имеем здесь дело с суб­станциальным пониманием бытия (от лат. субстанция - сущ­ность, то, что лежит в основе). В роли же такой субстанции (то есть основы и первопричины всего сущего) выступают в различ­ных философских течениях как духовные, так и материальные сущности. Соответственно уже в античной философии заклады­вается фундамент разных онтологических моделей мира. Духовным, то есть идеальным основанием всего сущего могут быть, например: а) Бог - единственное подлинное и несотворен-ное бытие, создающее весь остальной тварный мир. Это идея про­низывает всю историю религиозного мировидения - начиная с Библии (вспомним "Книгу Бытия" в Ветхом Завете) и кончая фи­лософскими текстами XX в. ("Бытие мира - тварное, сотворенное

и творимое бытие"1);

б) Числа (Пифагор и его последователи), которые есть не что иное, как сущности и причины вещей. "Начало всего - единица", из чисел исходят точки, из точек - линии, из них - плоские фигу­ры, из плоских - объемные фигуры, из них - чувственно воспри­нимаемые тела ("числу все вещи подобны" - Пифагор). Числа пифагорейцев выступают, таким образом, особой математической субстанцией, лежащей в основании мира;

в) Идеи (Платон и платоники) - некие общие понятия, пред­ставления о вещах, выступающие источником и образцом для бы­тия вещей. Они существуют как особые бестелесные сущности и составляют царство идей. Чувственный же мир, система вещей выступает в конечном итоге порождением этих вечных идей;

г) Форма (Аристотель и другие) - "первая сущность" вещей, их вечное и неизменное первоначало. Именно форма придает кон­кретность бытию, а "форма форм" (Бог как чистый деятельный разум) выступает первопричиной и "первым двигателем" всего сущего;

д) монады (от греч. монас - единица) - своеобразные "живые точки", бесконечно малые духовные сущности, которые были предложены некоторыми философами (Д. Бруно, Г. Лейбниц, Н.О. Лосский и др.) для объяснения многообразия бытия. Так, у Лейбница эти активно-деятельные образования разнородны, и каждый их вид лежит в основании различных сфер бытия - неор­ганического мира, живой природы, людей (возможно, и живых су­ществ, более совершенных, чем люди) и др.

В качестве материальных сущностей, составляющих единое под-лежащее вещей, также могут выступать различные начала. На первых порах в античной философии таковыми считались так называемые "стихии" (огонь, вода, воздух, земля), апейрон (по греч. беспредельное) - некая бесконечная и бескачественная основа всех тел (Анаксимандр), гомеомерии ("подобные частицы", беско­нечно малые тельца - Анаксагор) и т. п. Эти наивные и вместе с тем глубокие представления оформляются затем в более строгуютеорию, согласно которой первоначалами мира являются атомы, воплощающие в себе бытие, и пустота - небытие (Левкипп, Де­мокрит и др.). В конечном итоге все эти гипотезы привели к появ­лению более общего представления о первоначале - материи, под которой стали понимать "первичный субстрат каждой вещи" (Аристотель). Такая материя - а ее роль чаще всего играли имен­но атомы - и стала для многих философов тем бытием-субстанци­ей, которое лежит в основании мира. Эта традиция оказалась очень живучей, получила широкое распространение в Новое вре­мя ("сущность, бытие или субстанция - все эти три слова - сино­нимы" - Ж. Ламетри) и сохранилась в той или иной форме вплоть до наших дней.

В XX же в. получил широкое распространение иной подход к категории материи - ее стали определять на основе субъект-объек­тного отношения. В этом смысле понятие материи обозначает лишь один атрибут вещей и явлений - их объективную реальность, то есть свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания, не быть духовным (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.)-Подобная трактовка является предельно широкой и снимает огра­ниченности, присущие прежним дефинициям материи. Однако наряду с пониманием бытия как основания всего суще­го в философии (особенно современной) широко распространена и иная его трактовка - атрибутивная, или предикативная (от лат. предикатум - сказанное, то есть высказывание, в котором фикси­руется какое-то свойство, предикат вещи). Эта позиция формиру­ется в Новое время, и самый заметный вклад в нее внесли, пожа­луй, работы Р. Декарта и И. Канта. Первому мы обязаны понима­нием того обстоятельства, что сам факт бытия вещей дан субъекту его сознанием: бытийность у Декарта означает "представленность субъектом и для субъекта"1. Иными словами, мы сталкиваемся здесь с парадоксом: бытие само по себе реально, оно не есть "голое представление", но в его реальности человек может удостоверить­ся лишь деятельностью собственного сознания, своим "представ­лением" о существовании вещи.

Первую философскую концепцию Бытия выдвинули досократики, для которых Бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию; с другой стороны, досократики различали Бытие. «по истине» и Бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувств. Бытие. чистым идеям — миру истинного Бытие. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер Бытие (поскольку для него форма — неотъемлемая характеристика Бытия) и строит учение о различных уровнях Б. Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божеств. Бытие и «неистинное», сотворённое Бытием, различая при этом действительное Бытие (акт) и возможное Бытие (потенция), сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Бытия, природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции Бытия. 17—18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (напр., принципу инерции). В трактовке Бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики — ведущей науки 17—18 вв. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции Бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. Для учений о Бытие в новое время был характерен субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Бытие, его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции. С различными модификациями подобное понимание Бытия обнаруживается в философских системах 17—18 вв. Для европейской. философии этого периода Бытие — предметно сущее, противостоящее и предстоящее знанию; Бытия ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом Б. не обладает. Наряду с этой натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической реальностью и исключающей сознание из Бытия, в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования Б., при котором последнее определяется на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта — «мыслю, следовательно, существую», в трактовке Лейбницем Бытие как отражения деятельности духовных субстанций. Своё завершение эта интерпретация Бытия нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта Бытие не является свойством вещей; Бытие — это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно-свободным Б. заключается в различии форм законополагания — причинности и цели. В идеалистической системе Гегеля Бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свёл человеческое духовное Бытие к логической мысли. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о Б. до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень Бытия, как объективно-идеальное Бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан историзм в понимании Бытия, характерный для немецкого классического идеализма.

Идеалистическая установка — понять Бытие исходя из анализа сознания свойственна и буржуазной философии 19 - 20 вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную структуру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве с осознаваемым миром. Так, в философии жизни  Бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве Бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е. подлинное Бытие, которое предполагает долженствование). В феноменологии Гуссерля подчёркивается связь между различными слоями Бытия — между психическими актами сознания и объективно-идеальным Бытием, миром смыслов.

В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма, проблема Бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчёркивается многоуровневый характер Бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общества Бытие, Бытие личности), несводимость одного уровня к другому (материя и формы её движения — предмет естествознания, обществ. Бытие — предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию социального Бытия, видя в нём совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.

Основные формы бытия:

Бытие вещей

Бытие человека.

В мире вещей

Специфически человеческое бытие

Бытие духовное

Бытие социальное


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...