Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура как интергративная характеристика жизни общества и человека. Культура и цивилизация. Структура и социальные функции культуры. Цивилизационные типы.




Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.

В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и науки, искусстве, праве, в морале.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

1) натуралистическая:

видела в культуре человеческое продолжение природы.

благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее звено (Вольтер, Руссо)

2) классическая (19 в.):

человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

жесткое разделение объекта и субъекта познания.

предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.

эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество

культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

ориетируется на повседневную жизнь человека.

культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

3) постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков.

Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

1) аксеологический (ценностный) подход:

выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура».

культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность материальных и духовных ценностей.

Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их происхождение общезначимости.

2) деятельный:

культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.

культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.

3) структуралистический: культура - совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

4) социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

5) гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...