Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа как предмет философского и научного познания




В широком смысле слова природа — это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений (близко к понятию Бытия). В более узком смысле — объект исследования естествознания.

"Природа" – сов-сть естеств-х условий существования чел-ого общества.

Природа всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой. Весь природный мир греки называли физисом. Средневековая христианская философияутверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы считали космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Природное начало - проявление божественного. Символ эпохи – гармония человека и природы.Но объектом широкого научного исследования природа становится в Новое время.В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека. Формируются парадигмы человека как властелина природы.

Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях

1.Известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются такими величинами, как постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная, магнитная постоянная и др. Если эти характеристики хотя бы в незначительной степени были другими, то устойчивые структуры (типа человеческого тела) не могли бы существовать.

2. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.

3. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности.

 Основные типы отношения человека к природе

В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе:

первый из них — древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Основными видами деятельности, обеспечивающими жизнь людей, были собирательство, охота, рыболовство. В качестве жилищ использовались природные укрытия. Крупнейшие достижения этого этапа — овладение огнем, отбор некоторых наиболее цен­ных для человека видов растений и животных. Но в целом че­ловек еще был "в плену" у природы;

второй — аграрный, так как главными сферами деятель­ности людей, обеспечивающими существование и развитие об­щества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого перио­да достигает значительного прогресса простое товарное произ­водство, возникает мануфактура. Исторически данный этап ох­ватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В ка­честве источника энергии использовались мускульная сила че­ловека и животных, энергия ветра и воды;

третий — промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производ­стве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повыси­ло производительность труда людей. В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное количество различных минеральных, ор­ганических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Мощь чел-ства сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что по­рождает ряд проблем, имеющих глобальный характер.

Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса.

Многие исследователи обеспокоены будущим состоянием окружающей среды. Одни из них (пессимисты), видя резкое ухудшение экологической ситуации в мире и замечая другие кризис­ные процессы, предрекают гибель человечества.

Другие — оптимисты — считают, что при соответствующих национальных и международных усилиях проблема сохранения окружающей среды может быть успешно решена. Достижения научно-техни­ческого прогресса позволяют уже сегодня начать новый этап изу­чения состояния окружающей среды


 


Проблема источников и движущих сил социальной динамики

Теории развития общества:1 однофакторные (один доминирующий фактор)2 многофакторные (нет выделения одного доминирующего фактора).

Факторы:1 географическая среда (географический детерминизм) – на развитие общества, характер, устройство общества влияют географические условия. Ш. Монтескье: южные народы более склонны к деспотии, нет мужества, присущего северным народам. 2 народонаселение (определяет этнополитику) – плотность, возрастной, половой состав, средняя продолжительность жизни. 3 культурный фактор (изначальные установки, отношение к миру, жизни). 4 психологический склад (менталитет) – склад ума, отношение к труду, деньгам, политике. 5 уровень организации экономики и материального производства. Проблема субъектов и движущих сил социальной динамики (реальные силы, которые движут процесс).

Движущая сила – любая социальная группа, которая реально может оказывать влияние на социальное развитие.

Субъект – те группы, которые четко осознают свои интересы (народ, личность).

Источники социальной динамики: 1 координация отношений между различными социальными группами. 2 теория социального конфликта (Ральф Дерендорф) - конфликты необходимы. Положительный момент: решение конфликта, а не погашение его.

3 стадии конфликта: 1 зарождение 2 разрешение конфликта 3 итоги

если разные точки выходят наружу, возникает конфликт. Конфликт в демократичном обществе способствует динамике.

Общество – слож. с-ма, актуален в-с – основание современной полит-ой мысли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...