Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.




Понятие мировоззрения. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.  Т.о мир-ие – это с-ма взглядов на мир. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности.

Структура мировоззрения - компоненты: знания, ценность, идеалы и практические программы действия, убеждения. Знания Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е. освещено лучами нашего к нему отношения. Ценности – общепринятые представления о добре, зле и тд. Бывают этические, нравственные, эстетические. Идеалы – представления о должном. Они никогда не м/б достигнуты. Разрыв м/у сущим и должным – самосознание. Если нет идеалов, то некуда двигаться. Практ программы действия складываются из согласованности первых трех. Когда они у нас согласованы, то мы поступаем Так, т.е. нет разлада между личностью и поступком. Убеждения - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

Ист типы мир-ия: мифологической, религиозное, философское. Принято считать, что первое - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Миф мир-ие сущ-ет в архаическом обществе, в кот нет гос-ого строя (родово-племенные отношения). Сенкретизм – слияние всех элементов в одно целое, нерасчлененность. Ч-к не выделяет себя из окр мира, живет с ним как единое целое. Нет понятия я, есть Мы. Нет разделения на чувственно-эмоциональную и рационально-логическую сферу мышления. Фетишизм – поклонение предметам, якобы одушевленным. Анимизм – одушевление природы. Татемизм – священное животное или растение, от кот произошел чел род. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В совр обществе – миф успеха, миф вечной молодости.

Религ мир-ие отличается от мифолог тем, что разрывается сенкретизм. Формируется двухуровневая с-ма мира: мир земной и мир небесный. Мир земной временный мир. Он менее ценен чем мир божественный. Религ мир-ие носит компесаторный хар-р т.е. страдания в земном мире компенсируются вечной жизнью в божественном мире. Появляются священные писания (Библия, Коран), т.е. слово и автор. Каждая религия выстраивает некий этический идеал и этические нормы, ценности. Религ мир-ие выполняет функцию объединения людей (интегративная ф-ция). Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром). Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль. Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром.

Фил мир-ие носит рационалистический хар-р, т.е. разумный, который требует доказательности. Фил мир-ие имеет своего автора (Платон. Сократ, Ницше). Все фил-ие с-мы созданы кем-то. Носит единство мысли и практических программ жизни. Носит плюралистический хар-р (множественность разных ответов). Происходит спор разных точек зрений. Нет общепризнанных точек зрений, идет постоянно борьба между ними. Попытка задавать вопросы (любопытство) рождает философию.


                                                                           


Запад и Восток.

Запад и Восток представляют собой противоположные цивилизационные типы.

Восточный мир многие тысячелетия жил своей особой, созерцательной жизнью.

Запад исследовал законы природы. Восток исследовал законы космоса. Запад исследовал извне – путем внешнего опыта, рационального анализа. Восток исследовал изнутри – путем рефлексии, интуитивного синтеза. Запад исследовал преимущественно мир физический. Восток исследовал в большей степени мир психический, духовный. Запад достиг вершин науки и техники. Восток достиг вершин в изучении человеческой души. Запад умен. Восток мудр.

Запад: предмет познания – внешний мир, природа. Идея преобразования мира. Понимание природы как неиссякаемой кладовой ресурсов.  Идея господства человека над природой и обществом. Взгляд на человека как на рациональное, природное и социальное существо. Тип мышления и отношения к миру – технократический. В его основе – идея «овладения» миром с помощью науки и техники, «покорение» природы. Технократический подход берет верх. Ему противостоит гуманистический подход.

Восток: предмет познания – внутренний мир человека: Идея единства человека и космоса (антропокосмизм), человека и мира. Идея сохранения мира. Понимание природы как храма, а не кладовой, не мастерской. Гармоническое взаимодействие в системе «человек, общество, природа». Преодоление отчуждения человека от космоса, природы. Коэволюция космических и социальных законов. Преобразование человека согласно космическим законам. Космосом управляют не только физические, но и нравственные законы (справедливости, любви). Взгляд на человека как на космическое, духовное существо. Он не только рационален, но и иррационален и трансрационален. Тип мышления и отношения к миру – гуманистический. В его основе – идея сохранения мира на основе духовно-нравственного преобразования человека, его внутреннего совершенствования.

Онтология.Первостепенная проблема – проблема первоосновы,первопричины мироздания.Философы-идеалисты полагают, что в основе мироздания лежит Единое Божественное начало – Абсолют.Он вечен, неизменен, самодостаточен. Согласно концепции веданты, из Абсолюта-Брахмана возникает Мировой Разум – Логос. Логос – первое слово из Безмолвия, звук, вибрация, движение Божественной энергии. Все виды материи возникают из вечной первоматерии – «растворенной» материи, сильно разряженной тонкой субстанции. Посредница между Мировым Разумом и материальным миром – Мировая Душа. Существует два мира: истинный, вечный, совершенный – «обитель блаженства», и неистинный, преходящий, «теневой» – «обитель страданий».

Проблема соотношения бытия и небытия. Согласно древнеиндийской и древнекитайской философской традиции, в мире происходит постоянный круговорот небытия и бытия. Видимое, оформленное бытие появляется из невидимого, неоформленного небытия. Небытие содержит богатый потенциал – все недифференцированное, неставшее, неоформленное. В древнекитайской философии понятие «небытие» означало хаос, пустоту. Хаос – не разрушение, а бесконечность, среда, в которой заложены неисчерпаемые творческие возможности. Это подтверждают современные открытия синергетики, главная формула которой – «хаос рождает порядок». Существует великий космический ритм бытия и небытия. Космические миры рождаются и умирают, но сохраняется вечное дыхание. Процесс продолжается бесконечно. В сменяющихся циклах бытия и небытия Вселенная вечна.

Бытие, мир Бытия согласно восточной философии вытекают из Небытия. Следовательно, согласно такой философии Небытие (Хаос) обладает креативной мощью, поэтому оно вполне позитивно. Следовательно, известная западная философема «Ничто не возникает из ничего» нерелевантное для восточной философии. Для нее релевантным является философема «Всё возникает из ничего». Поэтому Небытие в Восточной философии не есть отрицание его, а наоборот утверждение его.

Проблема сознания.Согласно Веданте, сознание человека включает два вида: низшее – чувственно-рассудочное, и высшее – разумно-трансцендентальное. Сознание человека как состояние души включает чувство, ум (рассудок) и разум – чистое трансцендентальное сознание, причастное к Логосу – Божественному Разуму. Высшее состояние души связано с трансцендентальным сознанием. Его признаки: отсутствие чувственных желаний, порожденных умом, свобода от трех видов страданий – привязанностей к материальным вещам и людям, страха и гнева. Таким путем человек обретает трансцендентальную любовь к Богу. Человек должен быть привязан только к Богу.Главная идея философии веданты – сознание не является порождением материи.

Проблема познанияВ теории познания в Упанишадах знание включает два вида: низшее и высшее. Низшее знание – знание эмпирической действительности. Это неистинное, фрагментарное знание, достигаемое с помощью чувств и рассудка. Оно характеризует низшее состояние души – Атмана. Высшее знание – знание духовного Абсолюта – истинное, целостное знание, достигаемое с помощью мистической интуиции. Оно характеризует высшее состояние Атмана. Процесс познания - переход от низшего состояния Атмана к высшему. Существует четыре состояния Атмана: 1 Бодрствование – поглощенность грубой материей. Наибольшая удаленность от истины (универсального Атмана).2«Светящееся сознание» (сон со сновидениями). Свет сознания направлен внутрь Атмана. Атман отходит от тела и приближается к универсальному Атману.3 «Растворенное сознание» (сон без сновидений). В глубоком сне душа обретает собственную сущность. Индивидуальный Атман растворяется в универсальном, как бы объединяясь с Брахманом, и испытывает наслаждение. Атман становится самосветящимся.4«Турия» – индивидуальный Атман полностью сливается с универсальным, ничего не испытывая.

АНТРОПОЛОГИЯКант мудро заметил, что основные философские проблемы синтезированы в вопросе: что есть человек? Этот вопрос составляет стержневую проблему древневосточной философии.

 Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему.

Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего.  Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.


 

1 Предмет философии. Фил.-это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Предмет философии – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенность их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Ф. возникла с перенесением основного внимания чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Т.о. Ф. - это не просто научн. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщаа формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. воросом ф.

Основной вопрос философии предполагает ответ на 2 взаимосвязанных в-cа:

1) что первично — материя или сознание? 2) познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на первый вопрос определяется принадлежность конкретной философской системы, школы или течения к одному из главных философских течений — материализму или идеализму. Согласно материал-му решению основного вопроса философии, первична материя, а сознание является свойством одного из ее видов — высокоорганизованной материи. В соответствии с его идеалистич-м решением первично сознание, явл-щееся творческим, формообразующим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи. Утвердит-й ответ на второй вопрос объединяет большую группу философов, которых обычно называют философами, признающими познаваемость мира (гносеологическими рационалистами, гносеологическими оптимистами). Философы, отрицающие познаваемость мира на уровне сущности вещей, получили название агностиков, а их учение о непознаваемости мира — агностицизм.

Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является 1 онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития общ-ва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения.

Система философского знания динамична. Подобно тому, как ранее от нее отпочковался ряд естественных и гуманитарных наук (механика, физика, химия, биология, логика, этика, эстетика и др.), в настоящее время в самостоятельные области знания выделились науковедение и методология науки.

Функции философии в системе культуры. Мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности. Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе челов. действий в сфере познания, практики или коммуникации. Гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний. Аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, со­циальной группы или общества в целом. Идеологическая функция состоит в обосновании средствами философии идеологии как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы. Критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или неоптимальному пути.

Специфика ф-ого знания.

Специф. ф. выражается в специф. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий, т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 2) Основным средством познания является человеческий разум – Логос; 3) Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...