Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виртуальная реальность как феномен информационного общества.




Проблема начала науки. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций

История науки представляет собой длительный и сложный процесс. Когда речь идет об исследовании истоков науки, то границы расширяются до границ культуры. Современная наука уходит в своих истоках в глубинные пласты мировой культуры. Сущ-ют след мнения по вопросу возникновения науки: 1 Н зарождается с появлением самого чел-ва. Чел-к пол-ет опыт взаимоотн-ия с природой. 2 Н можно отсчитывать только с начала Греч цивил-ии. 3 17 век – происходит науч революция, Н отделяется от церкви, кул-ры.

В рамках разных цив-ий сущ-ет разное отношение к науне: 1 на востоке и в Среднев – закрытый тип знаний – истинное знание уже есть в Святом писании. Ученый понимается как толкователь истинного знания, которое дано Богом. 2 в Европе с-ма знаний открытая – каждый желающий может пол-ть образовние. Это знание открыто для переосмысления, критики.

Выражение протонаука применяют для хар-ки наукиДревневосточных цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработали определенные знания о мире, которые накапливались, хранились, передавались от поколений к поколениям. Разливы рек, необходимость количественных оценок затопленных площадей земли стимулировали развитие геометрии. Активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета. Морское дело, отправление культов способствовали становлению астрономии и т.д. Однако факт наличия некото­рого знания сам по себе не есть еще наука.

Особенности 1) древневосточных знаний является отсутствие фундаментальности. Древневосточная наука ориентирована на решение прикладных задач. Успехи древневосточной мысли были значительными. Древние математики Египта, Вавилона умели решать задачи на равенство и подобие треугольников, на арифметическую и геом-ую прогрессию, на определение площадей треугольников и четырехугольников, объема параллелепипедов, им также были известны ф-лы объема цилиндра, конуса, пирамиды, усеченной пирамиды и т.п. Однако никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не иначе, в древневавилонских текстах нет.

 2) Передача знаний происходит на уровне семьи и социума. Передача знаний происходит отпоколения к поколению. процесс приращения знаний-стихийный=нерефлексийный хар-р.

3)Древневосточная наука не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных стран. В древневосточных странах формой государственности была восточная деспотия. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «ученость», были жрецы, высвобожденные из материального производства и имевшие достаточный образовательный ценз для интеллектуальных занятий. Знание же, пребывая в лоне эзоторичной жреческой науки, освященной божествен­ным именем, превращалось в предмет поклонения, та­инство. Так отсутствие демократии, жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке ее нерациональный, догматический характер, превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия.

Таким образом, тот исторический тип знания, который сложился на Древнем Востоке, соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является. Нет системности и обоснованности, практика доминирует над теорией.


 


Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре

Античность-Др. Греция и Др.Рим.В Античности наука развивается в новой системе – полисная система государства (Др. Греция)→появляется человек-гражданин, который может рационально и критически мыслить. Иной тип отношения к миру (человек-гражданин, который учавствует в жизни полиса; власть носит открытый характер –др.греч демократия, что требует рацион-го мышления, умения доказывать, спорить).

Греческие ученые с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Эти модели предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания – моделирование механизма природных явлений. Аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Вост. мат-ка даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Отличительной чертой греч. науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практич-х прим-ний, которые могли из него проистечь.

Особенность древнегреческой науки состоит в том, что она была созерцательной, в ней отсутствовал экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени – Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение,– античность еще не знала. Но именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии – наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-хим. явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

признаком настоящей науки является ее самоценность, знание ради самого знания. однако не исключается возможность практич-го использования научных открытий. В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. С другой стороны, технические достижения античного мира – в области архитектуры, судостроения, военной техники – не находились ни в какой связи с развитием науки.


 


Виртуальная реальность как феномен информационного общества.

Кибернетика возникла в середине 20 века. Кибернетика – «искусство управления» – наука о закономерностях управления процессами и системами в технике, живых организмах и общественных организациях, о связи и переработке информации, построенная на теоретическом фундаменте математики и применяющая средства автоматики, электронно-вычислительной техники, управляющих и информационно-логических машин.

Основным предметом изучения кибернетики являются множества взаимосвязанных объектов, которые могут воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию с целью передачи её другим объектам. Такие множества объектов называются кибернетическими системами.

Особенностью кибернетики является математическое моделирование. Его смысл в том, что эксперименты производятся не с реальной физической моделью изучаемого объекта, а с его описанием.

Важной чертой является вероятностный, статистический и системный подходы, а также принцип обратной связи, на основе которого развились методы самореализации и самоусовершенствования кибернетических систем.

В ходе эволюции кибернетики возник феномен – виртуальная реальность (70 гг.) – 3-хмерная макромодель реальности, созданная искусственным путем и воздействующая непосредственно на тело и органы чувств человека. Она стала включать: информационную среду, образованную компьютерной сетью, в рамках которой мир человека и способ коммуникации представлен в виртуальном мире.

Виртуальная реальность – одна из кибернетических моделей объективного мира. На современном этапе компьютерной революции её можно определить как новую сферу и технологию информационного взаимод-вия, реализующую с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного присутствия человека в искусственном мире в реальном времени.

Искус-ный интеллект (кон 60гг.) – машины, выполняющие такие действия, для которых обычно требуется человеческий мозг.

В число осн-х направлений включено: автоматические методы решения задач, понимание и перевод языков, доказательство теории,распознавание зрит-ных образов и речи.

Как бы ни были велики успехи в создании системных машин, как бы сильно они не меняли нам быт и образ мышления, разум человека остаётся наиболее организованным атрибутом материи. Как бы ни был совершенен компьютер – это всего лишь машина, созданная человеком для его собственных целей. У машины нет и не может быть никаких собственных целей, т.к. машины действуют по программе, заложенной человеком. Сам мозг человека на много порядков сложнее всех конструкций, которые он создал. Совершенно не очевидно, сможет ли когда-либо мозг ч/ка создать более сложное, чем он сам.

Изменения от виртуальной реальности:

1. Изменилась онтология. Виртуальная реальность – особый тип Бытия, который характеризуется усечённостью характеристик (здесь есть только рационализированное Бытие). 2. Виртуальное Бытие обладает бинарной логикой: отсутствует "И", прис-ет "ИЛИ". Из компьютера Бытие выходит в реальную жизнь.3. Виртуальное Бытие нивелирует понятие "Другого". Человеческое Бытие – Бытие с другими. "Другой" – отражающее зеркало, чтобы человек мог бы сформулировать свою идентичность. 4. Исчезновение эмоционального восприятия Бытия.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...