Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие социальной реальности. Общество как система. Понятие социальной структуры общества.




Соц. реальность порождена обществом.

Соц. факты – соц. нормы, традиции. Соц. нормы обладают качеством объективности (существуют до нас, после нас, вне нас). В начале каждой нормы стоит человек.

Общество — это продукт совместной исторической деятель­ности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности (семья, этнос, нация, государство); структурные связи.

В системном аспекте общество предстает в широком и узком смысле. В широком — как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком – как конкретно-историческая целостность или элемент этой целостности.

Для системного видения общества недостаточно признания целостности разнородных и множественных элементов; необходимо еще понять характер целостности.

В соц. философии XX в. в качестве основной парадигмы социально-философских исследований утвердился системныйподход к исследованию общества, который рассматривает общество как систему общественных отношений, выражающих устойчивый, воспроизводимый характер зависимости между людьми.

В рамках системного подхода к исследованию общества большое значение приобретает вопрос о социальной структуре общества.

Социальная структура общества выражает устойчи­вые, функциональные связи между элементами общества, в ка­честве которых выступают индивиды с их социальным статусом и функциями, социальные группы (касты, сословия, клас­сы, слои) и социально-территориальные, а также этнические общности.

В западной социально-философской мысли при анализе соц. структуры общества доминирует разработанная П. Сорокиным теория соц. стратификации. Согласно данной теории, в любом обществе существует неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязан­ности, власти и влияния, которое порождает расслоение обще­ства на различные соц. слои. Неравенство экон. статуса порождает экон. расслоение населения по уровню жизни. Неравенство полит. статуса порож­дает полит. дифференциацию общества на управляю­щих и управляемых. И, наконец, в обществе существует про­фессиональная дифференциация, которая основана на том, что одни виды деятельности престижнее других.

Человека, который утратил прежний социальный статус и не способен исполнять роль, соответствующую новому социаль­ному статусу, называют маргинальной личностью. Показателем нестабильности общества выступает рост числа маргиналов. При этом, согласно П. Сорокину, между различными социаль­ными слоями или группами существует лишь координационная, но не субординационная зависимость.

Марксистская концепция социальной структуры исходит из рассмотрения классов и отношений между ними как опре­деляющих сущность социальной структуры общества исход общественного развития. С точки зрения К. Маркса, связи между отдельными подсистемами общества имеют субордина­ционный характер, т. е. можно выделить детерминирующий все   остальные общественные отношения тип отношений. Специфика классов как своеобразных социальных групп со­стоит в том, что они занимают промежуточное положение между профессиональными группами, играющими решающую роль в процессе разделения труда, и экономическими стратами, отличающимися по их месту в системе отношений рас­пределения. В основе классового деления лежат производст­венно-экономические отношения, владение. Клас­сы как многоосновные группы отличаются не только обла­стью разделения труда и распределения собственности, но и социальным статусом, властным статусом и соционормативной культурой.

Типология стратификационных систем:1 физико-генетическая (соц. иерархия обусловлена половым, возрастным факторами). 2кастовая (общество состоит из каст, касты обусловлены этническим происхождением людей. Переход из одних в другие невозможен). 3 сословная – жесткая структура, но отличается от 2. 2 определяется этносом, 3 – юрид. Положением той или иной соц. группы). 4бюрократическая – положение человека определяется его местом в бюрократической должностной системе (табель о рангах Петра 1) 5социально-профессиональная - проф. Успехи (диплом, образование) 6 классовая

5 делений на классы: 1 большая группа людей 2 место в исторически определенной системе производства 3 отношение к средствам производства 4 роль в организации труда 5 способ и размер общественного богатства 7 культурно-символическая (делит на лучших и худших в зависимости от того, насколько допущены к социально значимой информации с целью манипуляцией др. людей) 8 культурно-нормативная (различение уважения и престижа – более и менее уважаемые соц. группы).

Вершина – максимум власти, денег, престижа, образования.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...