Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка




Жизнь ребенка в пространстве проблемной семьи, с патогенным типом родительского отношения и воспитания, с неэффективной родительской позицией с большой долей вероятности, как показывают исследования, предопределяет его превращение в невротическую личность.

 

Исследователи [3;13] выделяют следующие базисные черты невротической личности:

1. Сензитивность,которая проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

2. Тревожность, которая проявляется в восприятии мира как угрожающего. У невротика много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т.п.).

3. Гиперсоциальность. Проявляется в чрезмерном чувстве ответственности, чувстве долга, отсутствии гибкости в межличностных отношениях.

 

К.Хорни выделила и описала основные невротические потребности личности:

1. Потребность во всеобщей любви и одобрении. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят; он всегда стремится «заслужить» любовь. Эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви.

2. Потребность лидерства, доминирования, властвования. Данная потребность может распространяться на все сферы жизнедеятельности, независимо от того, обладает ли человек возможностями и компетентностью для первенства. Желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия ответственности за бремя власти.

3. Потребность в публичном восхищении и признании.

Знаки социального (публичного) восхищения и признания становятся для невротика критерием (мерилом) самоценности личности.

 

Исследователи выделяют следующие факторыв области детско-родительских и семейных отношений, которые провоцируют нарушения эмоционально-личностного развития ребенка и развитие у детей неврозов:

1. Особенности семейных отношений в целом.

2. Личностные особенности родителей.

3. Особенности родительского отношения, родительской позиции или стиля воспитания.

 

Захаров А.И. [15] рассматривает следующие особенности семейных отношений,порождающие невротизацию ребенка:

1. Инверсия супружеских и родительских ролей, например, роль матери выполняет бабушка, а роль отца – мать.

2. Образование в семье эмоционально обособленных диад (например: отец-сын, бабушка-внук), а также существование изгоев.

3. Неблагоприятная семейная атмосфера: высокий уровень тревоги и эмоциональной напряженности.

4. Тенденция ухода от решения семейных проблем и возникающих конфликтов.

5. Депривация потребности ребенка в общении с родителями, в принятии и сопереживании.

 

Следующей большой группой факторов являются личностные особенности родителей:матерей и отцов. К неблагоприятным чертам личности матерей, обусловливающих патогенный тип родительского отношения и воспитания, исследователи относят следующие [14]:

а) сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, восприимчивость к сигналам окружающего мира, склонность легко волноваться;

б) аффективность как эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения;

в) тревожность – склонность к беспокойству по любому поводу, недостаточная согласованность чувств и желаний;

г) доминантность как стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими;

д) эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

е) гиперсоциальность как повышенная принципиальность, утрированное чувство долженствования.

 

Отечественный психотерапевт Захаров А.И. [13] выделяет следующие психологические типы или точнее образы матерейдетей с неврозами.

1. «Царевна-несмеяна»:мать, склонная к сдержанности в выражении чувств, в проявлении доброты и отзывчивости. Такая мать не признает детского шума и веселья, испытывает навязчивую потребность делать замечания, стыдить, выискивать недостатки.

2. «Снежная королева»:повелевающая, жесткая, непреклонная, внутренне холодная, равнодушная к страданиям других.

3. «Спящая красавица»:мать, склонная к депрессивному мироощущению, заторможенная, самовлюбленная, отстраненная от потребностей ребенка.

4. «Унтер-Пришибеев»:мать – грубая, постоянно командует детьми, недоверчиво относится к их опыту, легко раздражается, часто использует физические наказания.

5. «Суматошная мать»– непоследовательная, противоречивая, взбалмошная, неугомонная. В своих действиях и воспитательных мерах бросается из одной крайности в другую. Любой пустяк превращает в трагедию.

6. «Наседка»:мать – тревожно-беспокойная. Она сопровождает каждый шаг детей, предохраняет от трудностей, стремится все сделать за ребенка, а также заменить собой сверстников

 7. «Вечный ребенок»:мать, которая так и не стала взрослой. Она обидчива, капризна. Детей воспринимает обузой, а себя жертвой.

 

Выделенные психологические образы матерей не следует рассматривать как застывшие личностные типы. Это, скорее, определенные тенденции в отношении матерей к детям.

 

Неблагоприятные черты личности отцов, обусловливающие патогенный тип воспитания, Захаров А.И. [15] выделяет следующие:

1. Психомоторная нестабильность и импульсивность(в отличие от аффективной неустойчивости у матерей). Дети, как правило, при этом страдают заиканием и тиками.

2. Мнительность(в отличие от тревожности у матерей).

3. Настороженность, недоверчивость в контактах, зависимость (в отличие от доминирования в отношениях у матерей).

4. Гиперсоциальность,которая оттенена настойчивостью и упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.

 

Общиеу матерей и отцов черты личности, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей, выделяют следующие:

– недостаточная уверенность в себе;

– неадекватный уровень самооценки;

– недостаточная пластичность (ригидность) в аффективной и когнитивной сферах;

– выраженный эгоцентризм. Выделенные личностные особенности родителей определяют неэффективную родительскую позицию, обеспечивают проблемы в области межличностных отношений в семье, влияют на личностное развитие детей.

 

Отечественные исследователи выделяют также следующие особенности родительского отношения и параметры неправильного воспитания,провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей [14; 15]:

1. Непринятиеребенка, которое может проявляться в двух формах:

а) нежеланный ребенок (преждевременно появился, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей);

б) непринятие индивидуальности ребенка, особенностей его характера. В этом случае родитель стремится изменить ребенка, «переделать» его. Непринятие ребенка может проявляться недостатком грудного вскармливания или физического ухода за ребенком; передачей родственникам и няням, ранним поступлением ребенка в дошкольное учреждение.

2. Непониманиеродителями особенностей личностного и возрастного развития ребенка (неадекватный «родительский образ»). Например, родители думают, что ребенок «не хочет» что-то делать, а он «не может», т.е. родители в своих требованиях не учитывают реальные возможности ребенка.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.Эта особенность родительского отношения и воспитания вызывает нервно-психическое перенапряжение у детей, провоцирует их упрямство и психомоторные расстройства.

4. Неравномерность отношенияродителей. Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные периоды его жизни. Недостаток заботы сменяется еѐ избытком, а избыток недостатком, например, при рождении второго ребенка.

5. Непоследовательность. Проявляется в постоянно меняющихся и противоречивых требованиях к ребенку; в непредсказуемой перемене отношения и расположения к ребенку. Например, за одни и те же поступки родитель может то хвалить, то наказывать ребенка.

6. Несогласованность действийродителей. Определяется разными взглядами родителей на воспитание и наличием конфликтных взаимоотношений между родителями. В результате родители используют разные критерии оценок по отношению к ребенку, противоречивые требования и санкции.

7. Негибкостьродителей в отношениях с детьми, которая выражается: – несвоевременным откликом на ситуацию ребенка; – неадекватными формами реагирования; – фиксацией (застреванием) на проблемах ребенка и т.п. 56

8. Аффективность. Родительское отношение отличается избытком раздражения, недовольства, нетерпеливостью требований и ожиданий. Ребенок становится чрезмерно возбудимым или чрезмерно заторможенным и не способным объективно усваивать требования родителей.

9. Тревожностьв отношениях с детьми выражается чрезмерным беспокойством и паникой по любому поводу, стремлением опекать ребенка, давать бесчисленные советы и т.п.

10. Доминантностьпроявляется в стремлении подчинить ребенка, сделать его зависимым, в категоричности суждений, в использовании принуждения, репрессивных мер, включая физические наказания.

11. Гиперсоциальностьпроявляется в стремлении к воспитанию идеального ребенка. Характерные признаки гиперсоциальности: – чрезмерная требовательность и принципиальность в отношениях; – навязывание детям большого количества правил и условностей, чтобы вели себя всегда безупречно; – беспочвенное морализирование: «ты не хороший, хорошие мальчики себя так не ведут», «как тебе не стыдно» и т. п.

12. Нечуткость(или недостаточная отзывчивость) родителей проявляется в несвоевременном или недостаточном отклике на просьбы детей, их потребности, настроение. Вовремя похвалить, поддержать ребенка представляет для родителей большую трудность, чем делать замечания, ругать и т.п. Таким образом, на процесс формирования невротической личности оказывает влияние целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

ЛЕКЦИЯ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и объем интервенции. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной психотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.

 

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

 

Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапиизаключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений».

 

Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления (Минухин (Minuchin S.), Сатир (Satir V.) и др.).

 

Э. Г. Эйдемиллер (1994) приводит основные принципы и правила семейного консультирования.

 

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов мимезиса, синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.

 

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы "не", терминами положительного результата».

 

3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности семейного консультирования и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний — за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др. Затем участники С. к. договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6 часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее 1 раз в 2-3 недели. Важной стороной в семейном консультировании является обсуждение условий оплаты либо предоставление клиенту информации о том, сколько семейное консультирование может стоить, если осуществляется в бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует усилению мотивации клиентов к терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить возможные санкции за нарушения сторонами условий контракта.

 

4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования — уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?».

 

5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, самое плохое в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?». Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

 

6. Этот шаг семейного консультирования называется «экологической проверкой» (Bandler R., Grinder J., 1995). Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

 

7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.

 

8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда консультант вынужден стимулировать отсоединение (Эйдемиллер Э. Г, 1994; Haley J., 1976). Хейли с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному результату. К примеру, молодым супругам, которые консультировались по поводу того, как выражать свои чувства — открыто или сдерживать их, было предложено такое задание: «На протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального реагирования». При этом Хейли учитывал человеческую природу: никто сознательно не будет делать себе и другому что-то во вред. У супругов, которые попробовали выполнять это задание и бросили его, наоборот, укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг «странного» консультанта.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

 

Семейное консультирование и психотерапия. Студенты формируют терапевтический запрос (формулируют конкретную проблему); могут попробовать себя в роли консультантов (терапевтов); преподаватель выполняет функцию супервайзера. Необходимо сформировать четкое понятие о различиях между консультированием и терапией, научиться применять основные техники консультирования и терапии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...