Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные виды брачных сценариев




 

Идея сценарного подхода возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э.Берна. По мнению Э.Берна сценарий – это некая имеющаяся у индивида программа,в соответствии с которой он строит своюжизнь. «Брачный сценарий» – это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь.

 

Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками [25].

 

В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»:

 

1. Родительская модель.

2. Модель брата или сестры.

 

Краткое содержание брачного сценария «родительская модель» заключается следующем:

1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли. Ее принятие выгодно и удобно. Отказ от нее лишает уверенности в себе.

 

2. Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если образ положительный, то выбор партнера в соответствии с ним создает предпосылки для гармоничного супружества. Если образ отрицательный, то выбранный партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций.

 

3. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть.

 

В соответствии с «моделью брата или сестры» индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В соответствии с «моделью брата или сестры» рассматривают следующие супружеские связи:

 

1) комплементарные;

2) частично комплементарные;

3) некомплементарные.

 

Комплементарность (взаимодополнительность) означает, что каждый из супругов хочет делать то, чего другой не хочет.

 

1. Комплементарный брак–это такой союз,в котором каждый из супруговзанимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье.

 

2. Частично комплементарный–это союз,в котором супруги вродительских семьях имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, и из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера.

 

3. Некомплементарный брак – это союз, в котором супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например: были старшими или единственными детьми в семье.

 

В рамках системного подхода рассматривается другая точка зрения на комплементарный брак [24; 36]. Считается, что выраженная комплементарность супружеских отношений создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей. А это обуславливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением разных стадий жизненного цикла семьи и нормативных кризисов) и снижает ее адаптивный потенциал.

 

И именно способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности и поляризованных (комплементарных) отношений, например: преследователь – дистанцирующийся; агрессивный – покорный; независимый – требовательный и т.д.

 

Таким образом, как считают семейные психологи и психотерапевты, работающие в русле системного подхода, комплементарные отношения предполагают взаимное приспособление партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

 

Семейные опросники, тесты

Опросник РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ (РОП) и др.

ЛЕКЦИЯ 5. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...