Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, структура и основные признаки родительской позиции
Как считают А.А. Бодалев и В.В. Столин, родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А.Я.Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка (образа ребенка глазами родителей) [4; 12; 34].
Как следует из приведенных понятий, родительская позиция определяется следующими составляющими: 1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения; 2) особенностями родительского образа ребенка; 3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком.
Это и есть структурные компоненты родительской позиции. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции [35; 41]: 1. Адекватность-неадекватность. Этот признак отражает степень ориентированности родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств. 2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности родительской позиции, еѐ способности к изменению; степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним. 3. Прогностичность. Характеризует способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка,способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития.
Важнейшей составляющей родительской позиции, как видно из еѐ структуры, является когнитивный образ ребенка или образ ребенка глазами родителя. Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка [27; 41]: 1. Глобальный образ– образ, который отражает черты ребенка данного возраста, т. е. возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью психолого-педагогической компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ. 2. Дифференцированный образ– образ, который характеризует индивидуально-личностные качества ребенка (темпераментные, характерологические и др. особенности). Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности.
Можно выделить следующие механизмы такого влияния: 1. Механизм создания «зоны ближайшего развития»и организация сотрудничества в еѐ пределах. Родитель может видеть ребенка таким, каким он может стать в потенциале своих возможностей, т.е. ориентироваться в своем видении ребенка на «зону его ближайшего развития». 2. Механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом.Ребенок полностью отождествляет себя с предлагаемым образом, хотя может ему и не соответствовать (при неадекватной родительской позиции). 3. Механизм обусловливания. Родитель наказывает ребенка или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют родительскому образу. Таким образом, родитель направленно формирует у ребенка заданные в образе качества и свойства.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает феномен «мистификации». Г. Стерлин понимает феномен «мистификации» как навязывание детям неадекватной системы представлений о себе,как внушение детям того, кем они являются, каковы их потребности, интересы и ценности. В психологической литературе рассматривают следующие формы мистификации: 1. Приписывание ребенку определенных качеств:либо позитивных, либо негативных. При приписывании позитивных качеств (чуткий, добрый, одаренный), восторженном отношении у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, могут проявляться чувства превосходства и неуважения к окружающим. При приписывании ребенку негативных качеств у него снижается степень самопринятия, появляются чувства тревоги, неуверенности, происходит дисгармоничное развитие Я-концепции. 2. Делегирование.Эта форма мистификации предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных самим родителем. Происходит проекция на ребенка неосуществленных собственных целей. 3. Инфантилизация. Эта форма мистификации отражает стремление родителя остановить развитие ребенка на детской стадии, когда ребенок был послушен, зависим и им можно было манипулировать. Родитель выстраивает отношения с ребенком (независимо от возраста) как с маленьким; приписывает ребенку потребности и интересы, свойственные младшему возрасту. 4. Инвалидизация. Эта форма мистификации представляет собой принудительное обесценивание возможностей ребенка, его интересов и планов. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного; приписывает ему различные болезни или асоциальные качества. В основе инвалидизации могут лежать: амбивалентное отношение к ребенку; скрытое отвержение ребенка; гиперопека или фобии утраты.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 626. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |