Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и типы родительского отношения
Феномен родительского отношения исследуется в работах А.А. Бодалева, А.Я.Варги, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди и др [6;7; 12;35].
Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Ими разработан тест-опросник родительского отношения (ОРО),который состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку.
Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения: 1. «Принятие-отвержение».Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку и включает два типа: принятие и отвержение. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность. 2. «Кооперация».При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему. 3. «Симбиоз».Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным. 4. «Авторитарная гиперсоциализация».Отражает авторитарный тип родительского отношения. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами; т.е. все под контролем взрослого. 5. «Маленький неудачник».Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.
А.В. Петровский [26] рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществованиена основе невмешательства, сотрудничество.
Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения: 1. Чрезвычайно пристрастное отношение: дети – главное в жизни. 2. Безразличное отношение. 3. Эгоистическое отношение: ребенок – основная рабочая сила семьи. 4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности. 5. Отношение к ребенку как к помехе. 6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
Зарубежный психотерапевт Н. Штирман выделяет три типа родительского отношения к детям у больных психосоматическими расстройствами: 1. «Связывание».Этот тип отношения предполагает жесткое, стереотипное общение, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми. 2. «Отвержение».При таком типе отношения ребенка не принимают во всех проявлениях, что приводит к излишней автономности ребенка, и возможно, даже к аутизму. 3. «Делегирование».При данном типе отношения родители делегируют ребенку свои нереализованные планы, перемещают на него свои несбывшиеся надежды, манипулируют ребенком как продолжением своего «Я». Истинные достижения детей при этом игнорируются.
Понятие и типы семейного воспитания По мнению В.М. Миниярова [22] под стилем (типом) семейного воспитания следует понимать наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия.
В.И. Гарбузов [6] рассматривает три типа патогенного воспитания. 1. Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение).При данном типе ребенок не принимается таким, какой он есть, его стремятся переделать. Суть методов и средств воздействия состоит в чрезмерной требовательности, жестком контроле либо полной бесконтрольности и попустительстве. 2. Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание– это чрезмерно выраженное воспитание в соответствии с социальными нормами, идеалами. Такой тип воспитания возникает, как правило, из-за повышенной тревожности и мнительности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и т.п. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, уметь, чего должен достичь.В результате у ребенка появляются различные страхи социального плана. Гиперсоциализирующее воспитание оказывает влияние даже на проявление природных свойств темперамента. Н.Н. Посысоев приводит следующие результаты исследований: при таком типе воспитания холерики становятся педантичными; дети сангвиники и флегматики становятся тревожными; дети меланхолики – нечувствительными. 3. Тип В. Эгоцентрическое воспитание.Этот тип наблюдается в семьях, в которых у ребенка роль кумира. Ребенку навязывается мнение о том, что он представляет сверхценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к членам семьи и к окружающему миру. Такое воспитание может спровоцировать у ребенка истероидный тип акцентуации характера.
Как указывает В.Н. Дружинин [10], особенно чувствителен к аномалиям в стиле воспитания подростковый возраст. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания подростков.
По мнению исследователей, выделенные типы воспитания провоцируют или усиливают у подростков определенные акцентуации характера. Гипопротекция (гипоопека). Данный тип характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля. Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность. Неудовлетворенность потребности в родительской любви, невключенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению. При данном типе воспитания усиливаются или развиваются конформный и неустойчивый типы акцентуаций характера. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |