Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реконструкция супружеских отношений.
Решение данной задачи обусловлено следующими важными моментами: – происходят существенные изменения в функционировании организма супругов; – супруги переживают очередной возрастной кризис; – дети покидают семью.
2) Сепарация (отделение) ребенка от семьи. 3) Корректный уход детей из дома.
Способ ухода молодого человека (девушки) из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью, чтобы никогда не видеть своих родителей, его жизнь складывается не очень удачно. Если же остается с родителями и позволяет управлять своей жизнью, его жизнь также складывается не удачно.
Способ ухода из семьи определяет позиция по отношению к семье. Исследователи выделяют два вида такой позиции [25, с.197-198]:
а) респонсивная – выбирающая. Эта позиция означает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и знает, что всегда может обратиться за поддержкой или вернуться.
б) реактивная – вынужденная. При данной позиции молодой человек покидает дом вопреки желанию или остается, тоже вопреки желанию, например, из чувства вины. Самую лучшую поддержку детям оказывают родители, которые не прекращают активного партнерского диалога со своими взрослыми детьми, доверяют их суждениям и уважают их решения.
6. Стареющая семья. Стареющая семья – это семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию.
Задачи развития семьи: 1. Адаптация к уходу и с выходом на пенсию. 2. Переструктурирование супругами свободного времени. 3. Пересмотр супружеских взаимоотношений.
Решение данной задачи обусловлено тем, что супруги вместе могут проводить до 24 ч. в сутки. Течение данной стадии осложняется болезнями супругов, связанных с возрастом. Болезнь одного из супругов может выступать и как стабилизатор семейной системы. Например, жена заболевает, когда муж, посвятивший свою жизнь карьере, выходит на пенсию. Заботясь о жене, муж вновь обретает чувство своей востребованности и значимости.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: «История Абигайл». Обсуждение. Семейные, индивидуально-личностные, гендерные, возрастные и др. различия в системе ценностных ориентаций, лежащие в основе индивидуальных суждений.
ЛЕКЦИЯ 3. НОРМАТИВНЫЕ И НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, которое приводит к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
Конструктивная линия, содержащая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить следующие подходы к описанию семейных кризисов. Первый подход связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными [24; 44]. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какой-либо стадии жизненного цикла семьи.
Так, например, В.Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи [32; 33]:
· Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка. · Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи. · Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу). · Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст. · Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом. · Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. · Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины. · Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин. · Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками. · Десятый кризис – умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд стадий, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, как считает В. Сатир, обычно лежит индивидуальный (нормативный) кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Другие исследователи выделяют семь семейных нормативных кризисов, связанных с жизненным циклом семьи (это интегрированный подход) [24]:
Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа). Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью. Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем. Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов.
Зарубежный психотерапевт Дж. Хейли (как и В.Сатир), рассуждая о нормативном кризисе, связанном с жизненным циклом семьи, отмечает, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одной стадии к другой. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую стадию своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, т.е. во всех основных параметрах структуры семьи.
Таким образом, периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами. Успешность прохождения нормативных кризисов влияет на функционирование семьи на новых стадиях.
Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваются и адаптируются к новым условиям. Этот процесс сопровождается личностным ростом членов семьи. Если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может затруднить прохождение и очередного нормативного кризиса.
Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд стадий (этапов), каждая из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у членов семьи – психосоматических, эмоциональных, сексуальных расстройств. Выход из кризиса может сопровождаться: 1) либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия; 2) либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействия) нарастанием степени эмоционального отчуждения, нарушением внутрисемейных отношений.
Другой подход в изучении семейных кризисов связан с рассмотрением ненормативных кризисов. Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.
Р. Хилл (зарубежный семейный психотерапевт) выделяет три группы факторов, приводящих к возникновению ненормативных семейных кризисов [24, с. 92]: 1. Внешние затруднения (отсутствие работы, собственного жилья). 2. Неожиданные события, стрессы, например: один из членов семьи становится жертвой автокатастрофы и др. 3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое семьей в качестве угрожающего, стрессового (серьезная болезнь одного из членов семьи, измена, развод и др.).
Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии.
В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1. Кризисное событие. 2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего. 3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими. 4. Изменения в семейной системе. 5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
В литературе по семейной психотерапии [24; 43] рассматривают пять видов ненормативных кризисов, связанных с переживанием негативного жизненного события: 1. Семейный кризис, связанный с изменой. 2. Семейный кризис, связанный с разводом. 3. Семейный кризис, связанный с тяжелой болезнью одного из членов семьи. 4 Семейный кризис, связанный с инцестом. 5 Семейный кризис, связанный со смертью члена семьи.
Выделенные ненормативные семейные кризисы имеют свои закономерности протекания, знание которых необходимо семейному психологу для оказания адекватной помощи. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Баскетбол ответственности-1». Озвучивается проблемная ситуация в самых общих чертах, без подробностей. Необходимо разобрать все потенциальные причины, которые могут лежать в основе проблемы; разобрать, при каких условиях для решения данной проблемы необходимо обратиться к тому или иному специалисту (юрист, педагог, врач, психолог, социальный работник). Ситуация / проблема: «Уменьшается стремление супругов к интимной близости». Ситуация / проблема: «Резкое ухудшение отношений после рождения ребенка».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |