Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Острый и хронический ларингит




Краевой и односторонний хордит

Наряду с диффузными формами острого и хронического ларингита встречаются локальные, к их числу относятся краевой и односторонний хордит — воспаление одной голосовой складки. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края голосовых складок.

Узелки и полипы голосовых складок

Узелки голосовых складок вызваны в первую очередь неправильной техникой голосообразования, чрезмерно активным смыканием голосовых складок и форсированной твердой атакой. Их нередко называют «узелки крикунов». Они чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек (соотношение 3:1) в возрасте от 5 до 10 лет. Узелки голосовых складок представляют микроскопические изменения слизистой оболочки, возникающие в передней трети голосовых складок, в так называемой «узелковой зоне», голосовые складки структурно изменены образованиями 1-2 мм в диаметре.

Папилломатоз гортани

Доброкачественная опухоль гортани у детей; вызывает нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора (шумное дыхание, обусловленное значительным сужением просвета гортани или трахеи). Папилломы чаще всего возникают в возрасте от двух до четырех лет. Одни авторы относят папилломатоз гортани к вирусным заболеваниям, другие связывают с иммунодефицитом. Причинами папилломатоза гортани являются экологические факторы, в частности повышенная радиация.

Как правило, папилломы в детском возрасте имеют обширное распространение, что резко ограничивает подвижность го­лосовых складок, затрудняет дыхание и может привести к летальному исходу. Лечение папилломатоза гортани хирургическое. Многократное оперативное воздействие приводит к рубцовым изменениям голосовых складок, вызывает психотравмирующее воздействие. Современные методы преодоления папилломатоза гортани являются комплексными, сочетающими хирургическое лечение, коррекцию иммунного статуса, фониатрическое и логопедическое воздействие.

Парезы и параличи гортани


Тема 2.5. Нарушения письменной речи и их предупреждение у детей.

Психологическая структура письменной речи.

Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:

· речеслуховой (акустический)

· речедвигательный

· речезрительный (оптический)

· двигательный

Л. С. Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие.

Уровни письменной речи:

1 – психологический

2 – психофизиологический (сенсомоторный)

3 – лингвистический

Психологическое содержание письма включает в себя:

· мотив (намерение к письменной речи)

· создание замысла (о чем писать)

· определение общего смысла содержания письменной речи (что писать)

· регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями

В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.

Психофизиологический (сенсомоторный)

Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие опции:

· звуковой анализ слов

o установление последовательности звуков

o уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы

· перевод фонем в графемы

· перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы

Лингвистическая организация - отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтетические единицы (слова и предложения).

При этом используется парадигма языковых средств.

Упрощенная психолого-лингвистическая модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом:

· мотив

· программирование (общее содержание, последовательность, формулировка первой мысли)

· оформление мысли в предложение, семантический этап переходит в языковой

· анализ предложения на слова (выделение границ слов)

· звуковой анализ структуры слов

· соотнесение выделенных фонем с графемами

· воспроизведение графем с помощью движений руки

А. Н. Корнев выделяет 3 уровня функциональной структуры письма.

1. 3-й уровень (нижний):

o интеллектуальное развитие

o развитие условных рефлексов

o уровень развития сукцессивных способностей

o развитие пальцевого праксиса

2. 2-й уровень:

o способность к символизации

o фонематическое восприятие и представления

o операции фонологического структурирования слов

o операции трансформации временной последовательности звуков

o пространственная последовательность букв

o зрительно-моторная координация

3. 1-й уровень:

o навык звукобуквенной символизации

o навык моделирования звуковой структуры слов

o графомоторные навыки

Обучение письму и чтению проводится одновременно. Выделяют 4 основных этапа в процессе овладения письмом:

· ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок приучается обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.

· Аналитический (добукварный и букварный периоды школьного обучения).

2 подэтапа:

o элементарный (развитие моторики при написании элементов букв и их соединений)

o буквенный (укрепляется связь звука с буквой)

· аналитико-синтетический (послебукварный период). Осуществляется переход к соединению букв в слоги, слова.

· Синтетический (средняя школа). Письмо автоматизируется, техника отступает на второй план, основной акцент - на изложение мысли в письме. Письмо становится полноценным средством общения.


Процесс чтения.

Чтение - воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения. По психолого-физиологической структуре, чтение противоположно письму. Если в письме мы исходим из замысла, выражая смысл в виде буквенных знаков, то в чтении от восприятия букв переходим к смыслу. Овладение и письмом, и чтением происходит по аналитико-синтетическому принципу. В письме преобладает процесс анализа, в чтении - синтеза.

В процессе чтения участвуют речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс чтения несколько легче процесса письма, в котором участвует еще и двигательный анализатор. Необходимое условие для осуществления процесса чтения - движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращении назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.

При ограничении свободы движения глаз по тексту процесс чтения нарушается. Восприятие слов (сам процесс чтения) происходит в момент фиксации, т. е. остановки глаз на строке. В процессе чтения время фиксаций в 12-20 раз длительнее времени движения глаз по строке. Количество остановок зависит от структуры слова, его знакомости и т. п. Единицей чтения является слово. Буквы выполняют роль ориентиров в нем. В процессе чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

Сенсомоторный уровень чтения включает в себя следующие звенья:

· звуко-буквенный анализ

· удержание полученной информации

· смысловые догадки, возникающие на основе полученной информации

· сличение, т. е. контроль возникающих гипотез

Сенсомоторный уровень обеспечивает "технику чтения": скорость восприятия и его точность.

Семантический уровень: на основе данных сенсомоторного уровня обеспечивает понимание задач и смысла информации.

Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

· восприятие графического образа слова

· перевод графической формы в звуковую

· понимание прочитанного

По мере автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать восприятие, что проявляется в виде смысловых догадок (угадывание смысла в пределах слова, фразы, абзаца).

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем:

· несоответствие звуков и букв в русском языке

· сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков

· наличие йотированных гласных

· наличие слабых позиций звуков

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...