Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.1. Нарушения звуковой стороны речи.




Дизартрия

Методика логопедической работы при отдельных клинических формах дизартрии.

Методика логопедической работы при отдельных клинических формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным патогенезом этих дизартрий.

Бульбарная дизартрия

Цель логопедической работы при вялых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения - положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения дизартриком активных движений паретичными мышцами. В разработке индивидуализированного комплекса упражнений необходимо учесть распределение вялых параличей.

Логопед обращает внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются прежде всего мышцы губ и щек; язычных звуков — мышцы языка; голоса — мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости — мышцы глотки и мягкого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.

Псевдобульбарная дизартрия

При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения. Во-вторых, логопед упражняет парализованные мышцы, чему служит лечение положением, дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-активные и активные движения. В тренировке активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергий: кашля, глотания, чихания и пр.

Подкорковая дизартрия

Методика логопедического воздействия может быть весьма разнообразной в соответствии с разнообразием клинических проявлений при подкорковой форме дизартрии. Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего.

Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов. В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз. Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия

В соответствии с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности. Данная последовательность логопедических приемов вполне приемлема в работе с детьми. У взрослых часто целесообразнее дифференцировать артикуляционные уклады согласных в структуре слова.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия

При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача заключается в том, чтобы научить больного сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы — артикуляторные действия, соответствующие слову. Обращать внимание больного на качество произношения отдельных звуков вредно, так как это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание больного акцентируется на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога. Внимание больного также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Больному даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц и рекомендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой структурой (таких, как встреча, искусственный), так как такие слова выявляют имеющиеся у больного трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой и персеверации.

 



Тема 2.2. Нарушения лексико-грамматической стороны речи.

Алалия.

Логопедическое обследование при алалии.

План.

1. Понятие «алалия»

2. Схема обследования детей с алалией

3. Логопедическое обследование

4. Дифференциальная диагностика

Понятие алалия.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия – органическое нарушение речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Недоразвитие мозга или его раннее повреждение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого недоразвития.  Выделяют моторную, сенсорную алалию. 

Схема обследования детей с алалией.

Анкетные данные.

Фамилия, имя ребенка_______________________

Дата рождения______________________________

Дата обследования____________________________

Возраст (на момент исследования)_______________

Домашний адрес, телефон______________________

Из какого сада прибыл________________________

Дата поступления в логопедическую группу___________

Диагноз районной ПМПК___________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работа______

Отец: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работа______

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка______________________________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования________________________________________________

Наследственные заболевания____________________________

Общий анамнез.

От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов___________________________________________________

Характер беременности__________________________________

Роды____________________________________

Стимуляция_______________________________

Крик: был, нет______________________

Асфиксия___________________________

Резус-фактор_________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________

Вскармливание________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался_______________________________

Выписка из родильного дома на ________день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины_______________

Особенности раннего развития: держит голову с ______(в норме с 2 мес.), сидит с ______(в номе к 7 мес.), стоит с_______(в номе 9-10 мес.), ходит с________(в норме между 12-15 мес.)

Первые зубы с____________, к году зубов_________

Перенесенные заболевания __________________________

Данные о развитии речи

Гуление с ________

Лепет с __________

Первые слова____________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ____________________________

Речевая среда________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался_________










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...