Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логопедическое обследование.




Состояние неречевых психических функций

Исследование восприятия

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп.

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку часто экспрессивная речь у ребенка не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не называть, показывать соответствующие контуры. Перед ребенком выкладываются две предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предметному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3-4 изображения, перечеркнутые различными линиями.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машину и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат и т.д.» ребенок указывает на соответствующий квадрат.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?». Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен – дудочка, барабан – гармонь), логопед извлекает звуки на глазах у ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис.

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик и т.д. логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис.

Логопед использует приемы:

· Складывание пирамидки

· Складывание доски Сегена

· Складывание разрезных картинок

· Складывание фигурок из 2-4 палочек по образцу

Динамический праксис.

Применяется воспроизведение ритмов:

Простых - / / /;//,//,//;/ //;// / и т.п.

Сложных - / // /; /// /; / // //; // /// //; /// / // и т.п.

Тест: кулак – ребро – ладонь.

Исследование моторики.

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

· Пройти по начерченной на полу линии

· Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед

· Попрыгать попеременно на одной ноге и на другой

· Повернуться туловищем вправо-влево

Ручная моторика.

§ Сжать кулаки – разжать

§ Похлопать в ладоши

§ Сжать кулак правой руки и ударить им по ладони левой руки, затем наоборот

Пальчиковая моторика.

Ø Показать 2 и 3 пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках

Ø Показать 2 и 5 пальцы

Ø Сложит все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы касались первого

Ø Попеременно соединять все пальцы с 1, начиная от 2 на правой руке, затем тоже повторить в обратной последовательности

Ø Застегнуть пуговицу

Ø Завязать бантик

Отметить координацию рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет.

Исследование зрительной памяти.

Задание запомнить и найти 3-4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей мебели и т.д.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета.

Состояние интеллекта.

 Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

Исследование импрессивной речи.

Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч».

Понимание различных грамматических форм:

a Конструкции с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»

a Предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика».

a Дифференциация единственного и множественного числа существительных

a Дифференциация глаголов с различными приставками

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей был карандаш?» и т.д.

Исследование пассивного словаря.

Понимание названия детенышей домашних и диких животных (для детей 6-7 лет). Понимание слов с противоположным значением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...