Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.




В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в рамках четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.

На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми. В поведении всех детей на первых занятиях выделяют общие признаки: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабленость ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакт с ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания, и музыкальный руководитель с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку на первых занятиях выявляет его двигательные и музыкальные возможности.

Затем формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц, общеразвивающие упражнения делятся на упражнения:

a) Для рук и мышц плечевого пояса

b) Для ног

c) Для мышц туловища

Они могут проводиться без предметов и с предметами. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки.

С общеразвивающими упражнениями тесно связаны упражнения на построение и перестроение: построение в колонну по одному, построение в шеренгу, в пары, в круг, перестроение из одного круга в несколько и т.д. Эти упражнения учат детей ориентировке в пространстве, организованности, четкости, самостоятельности, умению переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подвижные игры. Развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость. В начале коррекционного курса используются подвижные игры с построениями и перестроениями, например: «Быстро встань в колонну», Построй шеренгу, круг, колонну», Два и три», «Река и ров» и т.д.

Например: игра «Два и три». Дети под музыку ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога «два» дети образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту, где стоятся пара за парой в том порядке, в котором они подбегают. На сигнал «три» дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Как только появятся элементы спонтанной деятельности возможен переход к речевым контактам. Эффективным способом продуцирования речевых контактов является называние действий ребенка, музыкальных игрушек и инструментов, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность. Музыка и игровая атрибутика создают условия для насыщенного эмоционального общения между взрослыми и детьми, обогащают фонд положительных эмоций, которые тормозят отрицательные эмоциональные переживания.

По мере нормализации двигательной и речевой сферы у детей на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры с бегом, прыжками, лазанием, с метанием и ловлей.

Слушание музыки помогает детям обрести чувство музыкального ритма, слуховое внимание, сосредоточенность и выдержку. Музыка успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звучания, находить разницу в силе, высоте и длительности звука; отличать по этим признакам контрастные произведения, а затем контрастные части одного и того же произведения. Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, надо сопровождать слушание ее отстукиванием метра (сильной доли), счетом. В последующей работе над воспитанием чувства ритма в музыке дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане (без музыкального сопровождения). Работа по воспитанию чувства ритма в музыке, слухового внимания помогает перенести эту способность в движения, а позднее в речь.

На втором этапе в логоритмические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения. Они воспитывают ориентировку в пространстве, чувство равновесия, динамическую координацию движений. Свои занятия музыкальный руководитель стоит так, чтобы они способствовали накоплению активного словаря.

На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа «Делай как я», «Что изменилось?», «Запомни и повтори».

Исполнение песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале следует петь изолированно только гласные звуки, далее – цепочки от 2 до 4 гласных, слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднения у детей. Затем приступают к разучиванию песен. Сначала берут песни с короткой музыкальной фразой: «Петушок», «Солнышко», «Василек». После каждой музыкальной фразы ребенок должен закрыть рот, тогда последует физиологический вдох. Нужно следить, чтобы дети пропевали фразу на одном выдохе. Для детей с алалией подбираются песни с учетом сложности словаря. На первых двух этапах дети поют лишь припев со звукоподражаниями. Песни должны быть интересными и эмоциональными. Используются ролевые песни. В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные роли исполняют те, у кого медленно идет накопление словаря. Работать над песнями целесообразнее индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал произношение. Если в первые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания и артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песни. Ритм детской песни обычно очень прост. Он равномерный, размер двудольный.

Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Благодаря ей дети овладевают не только ритмом, но и содержанием песни. Каждое движение исполняется соответственно акценту в музыке и ударению в словах.

В песне музыка соединяется со словом и стимулирует речевую активность детей.

Параллельно с логопедом музыкальный руководитель на своих занятиях с помощью музыкально-дидактического материала обучает детей составлять группы из однородных предметов.

На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию рядов слов. В упражнениях и играх воедино соединяются музыка, движение и слово. При овладении самостоятельной деятельностью и разными формами общения музыка и движения предваряют речь.

На четвертом этапе совершенствуется художественно-речевая деятельность. Цель ее – развить способность детей быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании, переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой.

На четвертом этапе у ребенка активно стимулируется музыкальная деятельность, или музицирование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...