Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование экспрессивной речи.




Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразами.

Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестетическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи.   

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопед предлагает им ряд движений.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений. По подражанию логопед предлагает им отдельные движения.

Исследование активного словаря.

Состояние предикативного, номинативного, атрибутивного словаря.

Способность воспроизведения речевого материала.

Исследование грамматического строя речи.

Изменение слов по падежам, преобразование имени существительного. Согласование прилагательных с существительными.

Исследование способности словообразования.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование прилагательных от существительных. Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С.

Дифференциальная диагностика.

Отличие моторной алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалии сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующие возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствуют эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения; стремление к языковой (вербальной и невербальной) коммуникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.

Отличие моторной алалии от глухонемоты. При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи. У глухого же вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия, у глухих она нарушена.

Отличие сенсорной алалии от глухонемоты. В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию – повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторять отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения. Дети с нарушениями слуха в тяжелой степени самостоятельно этого сделать не могут. Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно. Так, у слабослышащих он лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с сенсорной алалией голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями. 

Отличие моторной алалии от задержки речевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка – нарушение структурно-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с ЗРР нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.

Отличие моторной алалии от фонематической дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы. Для алалии характерно расстройство всей системы языка.

Отличие моторной алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществить артикуляторный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть патологии. При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

Отличие моторной алалии от детской моторной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии – после 3-х лет. При алалии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается большая избирательность поражения какой-либо подсистемы. При детской афазии ярче выражены симптомы локальных поражений головного мозга.

Отличие моторной алалии от детского аутизма. У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы. У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях. У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии.

 

 



Тема 2.2. Нарушения лексико-грамматической стороны речи.

Алалия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...