Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень притязаний и самооценка. Роль СМИ в формировании уровня притязаний аудитории.




В психологической науке принято следующее определение самооценки: «Совокупность психических процессов , посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности.

Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического

«Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности

К примеру, девушка считает себя супер способным журналистом, талантливым оратором. Но если она даже не пытается писать, не читает газеты, не учится разговаривать, то ситуация в конце концов может её жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Есть определенные ориентиры, которые нам задаются окружающими людьми и обстоятельствами, начиная с детства: хороший ребенок тот, кто спит в тихий час, кто все съедает, кто получает хорошие оценки. Хороший студент хорошо учится и успевает подрабатывать, получает признание в профессии, еще даже не получив диплом. Поэтому человек постоянно сверяет свои деяние, достижения с тем, что от него ожидают другие.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки . Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний .

Cамооценка = Успех / Уровень притязания

Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает.

Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку . Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Как повысить уровень притязания? К примеру, когда подбадривают. Когда преподаватель на ответ студента говорит – «Ага, ага, все верно, хорошо рассуждаете». То повышается самооценка, а соответственно и уровень притязания.

Ну, роль СМИ это абстрактный вопрос. Просто привести примеры.

К примеру, постоянно говорят о том, что в МГУ учиться престижно, а какой-нибудь мальчик живет в деревне, вроде учиться пытается хорошо, но по ЕГЭ не смог поступить туда, пришлось в какой-нибудь областной институт идти. А хотел в МГУ и верил, что поступит. Притязания большие – не получилось добиться – самооценка падает.

Вывод в том, что СМИ культивируют как раз те ориентиры, к которым стремятся люди. То есть зачастую именно СМИ и формируют уровень притязания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...