Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология лидерства. Типы лидеров и лидерские стили. Лидеры журналистской профессии.




Майерс: лидерство – процесс, посредством которого некоторые индивиды мобилизуют группы и руководят ими.

Некоторые люди оказываются лидерами в результате формального назначения или выборов; другие – в результате неформального внутригруппового взаимодействия. То, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим лидером, во многом зависит от ситуации.

Некоторые люди прекрасно справляются с обязанностями целевых лидеров:организуют работу, устанавливают стандарты и концентрируют внимание на достижении поставленной цели. Другие незаменимы в качестве социальных лидеров,когда необходимо организовать командную работу, уладить конфликт и оказать поддержку.

Целевые лидеры, как правило, авторитарны; этот стиль руководства «срабатывает» только в тех случаях, когда лидер достаточно умен для того, чтобы отдавать толковые приказы. Ориентированный на достижение определенной цели, такой лидер и внимание группы, и её усилия тоже направляет на то, чего окружающие ждут от нее. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что конкретные, притягательные цели в сочетании с периодическими отчетами о положительных результатах позволяют стимулировать стремление к высоким достижениям.

Социальным лидерам нередко присущ демократический стиль руководства, т. е. такой стиль, для которого характерно делегирование властных полномочий другим членам группы и их привлечение к участию в принятии решений. Демократический стиль руководства, как мы теперь уже знаем, помогает предотвратить огруппленное мышление. Многие эксперименты выявили и благотворное влияние демократического лидерства на моральный дух группы. Члены группы, принимающие участие в принятии решений, обычно более удовлетворены своим положением.

в понятие «эффективный лидер» вкладывается разное содержание в зависимости от ситуации. Люди, хорошо знающие, что и как им делать, могут отвергнуть целевого лидера, а не знающие этого могут благожелательно отнестись к его появлению.

Британские психологи Питер Смит и Монир Тейеб, проведя исследования пришли к выводу о том, что наиболее эффективные супервизоры в угольных шахтах, в банках и в правительственных учреждениях – это люди, получающие высокие баллы при тестировании как социального, так и целевого лидерства. Они активно интересуются ходом выполнения работы и неравнодушны к нуждам своих подчиненных.

«Женщины более склонны, чем мужчины, к демократическому стилю руководства. Игли и Джонсон,1990»

Результаты экспериментов свидетельствуют также о том, что многие эффективные руководители научно-исследовательских групп, рабочих бригад и больших корпораций обладают такими качествами, 1. которые помогают меньшинству становиться влиятельным. 2.Постоянно демонстрируя приверженность стоящим перед ними целям, такие лидеры завоевывают доверие. Они нередко обладают 3.харизматической уверенностью в себе,которая обеспечивает им поддержку последователей.

Харизматические лидеры, как правило, увлечены видением желательного положения дел, умеют рассказывать об этом окружающим простым и понятным языком, а их оптимизма и веры в свою группу достаточно для того, чтобы её воодушевить.Поэтому нет ничего удивительного в том, что личностное тестирование выявляет у эффективных лидеров такие качества, 4. как общительность, 5. энергичность, 6. последовательность, 7. умение договариваться,8. эмоциональная стабильность и 9. уверенность в себе

Группы тоже влияют на своих лидеров. Иногда вожаки просто не мешают стаду идти туда, куда оно уже направилось. Типичный представитель группы имеет больше шансов на избрание в качестве её лидера, чем человек, чьи взгляды слишком резко отличаются от групповых норм. Опытные лидеры всегда остаются с большинством и благоразумно расходуют свое влияние. Тем не менее влияние эффективных лидеров, мобилизующих и направляющих энергию своих групп, нередко превращается в некую форму влияния меньшинства.

Дин Кейт Симонтон отмечает, что появление исторических личностей – результат чрезвычайно редкого стечения обстоятельств – соответствия 1. личных качеств индивидуума особенностям 2. ситуации. Необходимо появление нужного человека в нужное время в нужном месте.

Когда удачное сочетание ума, навыков, решительности, уверенности в себе и социальной харизмы получает редкую возможность реализоваться на практике, результатом становятся либо звание чемпиона мира, либо Нобелевская премия, либо социальная революция.

ó

Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов).

 

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой. Страшно далеки они от народа... Высоколобый интеллектуал может занять место ближайшего помощника, мудреца, тайного советника вождя, а в лучшем случае — серого кардинала. Но «путь на трон» ему чаще всего заказан.

2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли.

4. существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

5. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются
. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время. Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации.

Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует:

1. ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader), в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумется, Позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.

Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. Это краеугольный камень его ситуационной теории. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное — у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно.

Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Это тот случай, когда «у руководителя в руках большая дубина, но ее все любят» . Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Это случай прямого принуждения: «Большую дубину в руках руководителя никто не любит, но все ей подчиняются». Однако необходимо учитывать, что ориентация на задачу и диктаторство (или оскорбление подчиненных) — это не одно и то же.

В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все шестеренки рабочего механизма вращаются довольно гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание «неполадкам», возникающим из-за плохих взаимоотношений и оскорбленных чувств. Лидер, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее успешно.

Гендерное разделение: Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Они обнаружили, что действительно, как и принято считать, женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы.

 

1. Лидеры малых групп (это могут быть элита верхних уровней власти или руководящее ядро предприятия, организации), обладающие наибольшей властью в данном сообществе, имеющие общие интересы. На правах лица, пользующегося авторитетом, лидер формирует саму группу. Кроме того, в основе ее формирования лежат личностные качества лидера, которые постоянно подвергаются непосредственной оценке каждого из членов группы в процессе ее совместного функционирования. Поскольку деятельность лидера предполагает тесное, без каких-либо посредников, личное общение со своим ближайшим окружением, то решающую роль в удержании им лидирующих позиций играют личные качества, а именно: умение владеть ситуацией и принимать решения; брать на себя ответственность; умение сделать правильный выбор. Одновременно лидер должен удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. В этом случае он должен обладать способностями делового, интеллектуального лидера и лидера общения (эмоционального лидера).

Делового лидера отличает не только умение организовать любое дело или работу, но и личная предприимчивость, прагматичность в оценке ситуации и своих действиях. Он способен организовать любое дело, наладить нужные деловые взаимосвязи и в целом обеспечить успех всей группе. Власть интеллектуального лидера держится на умении решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Он выполняет функции «мозгового центра» группы, к нему обращаются по всем вопросам, потому что он эрудит, многое знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Лидеру общения присущи коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы и создавать психологический комфорт. Он выступает своего рода центром духовного общения группы, поэтому люди тянутся к нему, так как знают, что могут получить какойлибо житейский совет или сочувствие.

Естественно, что наиболее прочными лидирующие позиции будут у человека, сочетающего все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Как правило, наиболее распространено сочетание какихлибо двух из них (например,эмоционального и делового, информационного и делового), что оказывается вполне достаточным для обеспечения лидерства в группе. Кроме того, существенное влияние на взаимоотношения лидера с группой и его авторитет оказывает стиль поведения лидера.

2. Лидер второго уровня – это лидер общественного движения или определенной организации (например, руководитель профсоюза, директор предприятия и т. п.). В его деятельности отдельные работники, трудовые коллективы в целом или даже, может быть, целые социальные слои и группы видят возможность решить свои насущные проблемы и удовлетворить свои интересы. На этом уровне лидер оказывает воздействие на свое окружение как с помощью своих личностных качеств, так и благодаря тому, что его последователи авансируют лидера определенной степенью своего доверия и поддержки. В силу психологических особенностей людские массы испытывают потребность в лидере. Поскольку он выступает выразителем их интересов, обозначает цель и путь ее достижения, тем более значима его деятельность.

3. Лидер третьего уровня – это руководитель, чье лидерство представлено в виде социального института (управления корпорацией, объединяющей в себе несколько крупных предприятий, фирм). Если для лидера первого уровня имеет место принципиальное значение его личностных характеристик, а их влияние на втором уровне достаточно существенно, то на третьем уровне, как правило, они не оказывают решающего влияния на поведение лидера и отношение к нему. Лидерство такого масштаба предполагает сосредоточение в себе всей полноты власти. Для этого лидеру необходимо учесть интересы широкой общественной базы возглавляемой им организации. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать наиболее общие цели и задачи, обнаруживать высокие конструктивные и творческие качества, общаться с кругом людей более высокого ранга и уметь убеждать их. Деятельность лидера такого уровня определяется его личной культурой управления, умением поддерживать отношения с политической властью.

 

В зависимости от содержания и преобладающих в его деятельности функций могут выделяться следующие типы:

1. Лидер: организатор. Его отличает то, что все задачи, стоящие перед коллективом, он относит на себя и поэтому активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения. Он убежденный оптимист и всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимо.

Такой лидер больше склонен к поощрениям, умеет убеждать своих сотрудников доказывая, а не навязывая им свою точку зрения.

Если ему необходимо выразить свое неодобрение по отношению к действиям того или иного сотрудника, то он предпочитает сделать это максимально корректно, не унижая личности подчиненного. В силу обладания такими способностями люди идут за ним, зная наперед, что пустое дело он предлагать не станет. Именно такие лидеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер: творец. Он сам создает конкретные ситуации и практически всегда их благополучно разрешает. Такой лидер привлекает к себе людей прежде всего своей способностью видеть в каждом деле, задании чтото новое и браться за их решение даже если на первый взгляд может показаться, что они неразрешимы или даже опасны. Он не просто командует, но и приглашает людей к сотрудничеству, обсуждению проблемы и поиску возможных путей ее решения. Дать какоелибо поручение или поставить какую-либо задачу он способен так, что они не просто заинтересуют подчиненных, но и вызовут всплеск творческой активности сотрудников.

3. Лидер: исполнитель. Он четко улавливает преобладающие в коллективе настроения и поэтому способен мобилизовать людей для выполнения задачи. Как правило, лидерисполнитель выделяется, когда уже создана конкретная ситуация. Он работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидеромтворцом, тем самым приходя ему на помощь при решении частных вопросов.

 

4. Лидера: борца отличает то, что он первым идет навстречу любой опасности и без колебаний и промедлений вступает в борьбу с проблемами, мешающими реализации поставленных целей им самим или его последователями. Его не пугает неизвестность, поскольку он волевой, уверенный в своих силах человек, всегда готовый до конца отстаивать свои цели, взгляды и убеждения. Он не склонен к уступкам и расценивает их как свое личное поражение. Существенным недостатком такого лидера являются порой нежелание и отсутствие времени, чтобы в полной мере обдумать все возможные варианты своих действий и проанализировать их последствия.

5. Позиции лидера: дипломата зиждутся на великолепном знании им складывающейся или уже сложившейся ситуации, ее нюансов и скрытых деталей. Он в курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого, как и с помощью каких рычагов можно повлиять. Такой лидер предпочитает проводить доверительные встречи в кругу ближайших единомышленников из числа подчиненных, где он может позволить себе открыто говорить то, что всем известно, тем самым отвлекая внимание от своих планов, которые он не афиширует. Идя на компромисс или даже делая уступки при решении проблем, этот лидер все равно добивается своих целей. Если бы он использовал всю свою осведомленность и способности во зло, то его вполне можно было бы причислить к мастерам интриги.

6. Лидер: утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно, он вежлив и предупредителен, способен к сопереживанию. Поэтому люди тянутся к нему, так как он расположенк ним и всегда готов (в крайнем случае морально) поддержатььв трудную минуту

7.По стилю руководства можно выделить лидера:автократа, управляющего коллективом жесткими, директивными методами и опирающегося на авторитет власти; 8. лидера:демократа, для которого власть выступает в большей мере атрибутом его служебного положения, его лидерский потенциал основан на внимании к людям, учете их мнения; либерального лидера, объединяющего коллектив своими демократическими идеями, но предоставляющего своим единомышленникам полную свободу в действиях, поскольку каждый из которых знает «свой маневр».

Исходя из характера профессиональной деятельности лидер может быть ситуационным, т. е. умеющим создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальным, обладающим качествами ситуационного лидера, что позволяет ему не только эффективно действовать в различных, не похожих друг на друга ситуациях, но и проявлять себя в качестве организатора. Исходя из масштабности задач, стоящих перед лидерами, можно выделить такие типы лидерства, как бытовой лидер (например, в семье, классе, учебной группе и т. п.); социальный лидер – он проявляет себя в различных (общественных, творческих, спортивных и прочих) объединениях, или, например, лидер профсоюзного движения; ну и, конечно, нельзя не сказать о политическом лидере, под которым подразумеваются государственные и партийные, а также и общественные деятели. Кроме того, в организациях и коллективах различают формальное и неформальное лидерство.

В зарубежной психологии наиболее популярен психоаналитический подход к проблеме лидерства. С точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда лидерство рассматривается как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, а с другой – индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, подсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Обожание, почитание или поклонение людских масс одной личности может сделать ее лидером. В соответствии с психоаналитическим подходом выделяют десять типов лидерства:

1. «Соверен», или «патриархальный лидер», предстает в образе строгого, но всеми любимого родителя (отца или матери). Он способен внушить окружающим уверенность в собственных силах, дать им заряд положительной энергии, снизить влияние отрицательных эмоций или вовсе вытеснить их.

2. «Лидер: вожак». Для его окружения личность такого лидера выступает своего рода носителем групповых стандартов, которому стараются подражать все члены группы. С личностью вожака люди связывают реализацию своих целей и желаний.

3. «Тиран». Он становится лидером только лишь потому, что внушает окружающим чувство беспрекословного повиновения или безудержного страха. Поэтому окружающие считают его сильным и всемогущим. По сути, лидертиран – это сильная доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Лидер: организатор» объединяет людей, выступая для них как реальная сила, необходимая для удовлетворения их интересов и потребностей, поддержания в их сознании «яконцепции».

5. «Лидер:соблазнитель» выступает в роли «магической силы», давая выход вовне людским эмоциям, тем самым снимая их внутреннее напряжение и предотвращая возможные конфликты. Он становится лидером благодаря способности играть на слабостях других людей. Последователи его обожают и очень часто не замечают его отдельных, порой очень даже существенных недостатков.

6. «Лидер:герой». Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем эталон справедливости. Он увлекает за собой людей и способен пожертвовать собой ради них.

7. «Дурной пример». Такая личность тоже может выступить лидером, поскольку выступает своего рода источником эмоционального заражения других, как правило, бесконфликтных личностей.

8. «Лидер:кумир». Он влечет за собой людей, притягивает их и положительно заражает свое окружение. Поэтому его любят и даже боготворят и идеализируют. Данный тип лидерства очень схож с харизматическим лидером.

9. В психоаналитическом подходе Фрейда к проблеме лидерства выделяются еще два типа лидеров – это «изгой» и «козел отпущения». Однако они, в сущности, антилидеры, поскольку выступают

объектом агрессивных устремлений коллектива, и очень часто группа объединяется для борьбы с ними. Вместе с тем стоит этим антилидерам исчезнуть, как сформировавшаяся группа может

 

Стиль лидерства является способом или подходом к реализации планов и мотивации людей. В середине девятнадцатого века Курт Левин возглавил группу исследователей для выявления различных стилей лидерства. Так, этим ранним исследованием было выявлено три основных стиля. Вот они:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 526.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...