Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самосознание. Самосознание журналистской профессии.
САМОСОЗНАНИЕ Самосознание - психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ ». «Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект». С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946. Развитие самосознания Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я»— примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Стадии (или этапы) развития самосознания: · Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. · К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. · К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). · Подростковый и юношеский возраст— этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. На формирование самосознания влияют: 2. Оценки окружающих и статус в группе сверстников. 3. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». 4. Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: 2. сознание своей тождественности; 3. сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; 4. осознание своих психических свойств и качеств; 5. определенная система социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Функции самосознания · Самопознание— получение информации о себе. · Эмоционально-ценностное отношение к себе. · Саморегуляция поведения и веселье. Значение самосознания 2. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. 3. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. 4. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире. В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии— знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире ( Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда— оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта. Самосознание еще иногда называют синонимом «Я-концепции». САМОСОЗНАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ. Самосознание в журналистской профессии является ключевым, поскольку именно оно определяет тот посыл, который будет брошен в общество. На журналисте лежит большая ответственность — он формирует сознание общества. Поэтому восприятие журналистом реальности должно быть по возможности (пусть это даже и невозможно) объективным, не искажающим эту реальность. А анализ реальности через призму личных оценок должен соответсвовать моральным и нравственным установкам этого общества. В свою очередь и сам журналист может формировать или менять ценностные установки общества. В этом смысле важно, чтобы у рычагов управления 4 властью не оказался «злой гений» с искаженным самосознанием.
Самосознание также помогоет выстраивать иерархию ценностей. В зависимости от этой иерархии разные журналисты ставят на первое место разные проблемы, т. е. в тексте об одном и том же событиии могут быть разные опорные и рабочие идеи.
Самосознание журналиста по отношению к власти формирует его, как опозиционного, нейтрального (независимого) или проправтельственного журналиста. В зависимости от интеллектуальных запросов, журналист может позиционировать себя, как представитель желтой, массовой, качественной, специализированной прессы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 680. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |