Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации




Журналистская информация характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации:

1. реакции вовлечения - действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;

2. реакции исполнения - действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;

3. реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.

Комплекс свойств информации, способный вызывать реакции:

Общее для всей информации свойство действительности:будучи воплощением связи человека с окружающим миром, информация есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

Общее свойство всей массовой информации --универсальность.Информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов.

Специфическая черта журналистской информации - идеолого-этическая направленность, т.е. способность поставить адресата информации перед выбором линии поведения (отношения) в контексте идеолого-этических ценностей

Дезинформация - это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов она создает в аудитории ложную систему ориентаций, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели.

3 группы факторов влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания.

Личностные факторы

Личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система с индивидуальными психологическими и социальными особенностями. Важнейшим механизмов является установка восприятия - готовность реагировать определенным, соответствующим позициям личности образом на информацию.

I этап — поисковые операции, когда выбирается источник информации и определяется отношение к нему в целом и к его отдельным составляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.). На этом этапе возникает предварительная оценка возможной информативности. II этап — собственно восприятие: отбор сведений, их значимость для реципиента и запоминание. При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности - сведения об угрозе осмысливаются быстрее всего, оказывая высшее воздействие. Информация, отвечающая пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается легко и правильно. Принцип защиты - не связанная с нуждами реципиентов, или противоречащая им информация осваивается медленно и искажается. На III этапе восприятия идет переработка информации, ее включение в систему сознания.

Большое влияние на процесс восприятия (и переработки информации) оказывают:

1. деятельностный статус индивида;

2. социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде;

3. социокультурный статус;

4. психологические особенности личности

Текстовые факторы:Аудитория оценивает текст по трем группам параметров: степень полезности, степень адекватности содержания действительности, искусность, профессионализм автора.

20. Психологические механизмы защиты. Защитные механизмы в профессиональном сознании медиаспециалистов.

Защитный механизм (психологическая защита) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления (Сопротивле́ние — психический механизм, препятствующий психоаналитическомупроникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного). Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсамибессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:1.Отрицание или искажение реальности; 2.Действие на бессознательном уровне. Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов».[4] Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам. Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение (Р. М. Грановская).

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

СМИ: Для того чтобы обойти защитный барьер психики, необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства; т. е. уже на то, что находится больше в ведении подсознания. В данном случае «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями (эмоциональной составляющей получаемой информации) становится возможным барьер разума преодолеть, и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации. Далее вступает в действие эффект сдетанирования или эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности изначально ниже, а интеллектуальная составляющая отдельного индивида становится заметно ниже, подчиняясь общей глупости, свойственной индивидам заключенным в массы. Подобный эффект манипуляции достаточно активно применяется во время различных реалити-шоу, когда участники словно бы изначально говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение, что заставляет смотреть за перипетиями демонстрируемых ими событий, сопереживая вслед главным героям. Подобное воздействие на эмоциональную составляющую масс-медиа-аудитории происходит при выступлении по телевизору ряда политиков, импульсивно выкрикивающих свои способы выхода из кризисных ситуаций, в которых по их мнению постоянно находится держава. Подобный способ использовали и используют некоторые дикторы на телевидении, которые благодаря данному методу манипулирования воздействуют на чувства индивидов, и происходит эмоциональная заряжаемость аудитории, а значит возможность подобных манипуляторов заставить обратить внимание на подаваемый материал. Журналистская информация характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации:1. реакции вовлечения - действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;2. реакции исполнения - действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; 3. реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации. Аудитория оценивает текст по трем группам параметров: степень полезности, степень адекватности содержания действительности, искусность, профессионализм автора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 668.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...