Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Масса, толпа, группа. Аудитория СМИ как группа. Индивидуальность в массе и в группе.
24. Масса, толпа, группа. Аудитория СМИ как группа. Индивидуальность в массе и в группе. Всю совокупность социальных образований можно дифференцировать: на относительно устойчивые и постоянно существующие – социальные группы, – которые, в свою очередь, делятся на большие и малые. В основе этого деления лежит оценка размеров группы, влияющая на характер взаимосвязей членов группы. на стихийно формирующиеся и неустойчивые массовые движения, определяемые как социальная масса, толпа, публика. “Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными)”. К основным характеристикам группы относятся: o композиция группы (или ее состав); o структура группы; o групповые процессы; o групповые нормы и ценности; o система санкций. Понятиями, используемыми для обозначения места индивида в системе групповой жизни являются "статус" или"позиция". - это некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, а также его субъективного восприятия другими членами группы. Другая характеристика индивида в группе - это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное, в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Термин “масса” появляется в словаре социальных исследователей, рассматривающих стремительные социальные изменения, происходившие в европейском обществе в XVII – XIX вв. Данное понятие, во-первых, рассматривается в контексте разрушения средневековой сословной стратификации общества как результат этого процесса. Во-вторых, имеет очевидно негативный подтекст, предопределенный тем, что первые исследователи этого явления были политическими консерваторами, и активными критиками действий социальных масс, и рассматривали их как свидетельство социальной деградации. Тогда и определяется основной синоним понятия “социальная масса” – “толпа” (см. работу Г.Лебона) Такая интерпретация и такое отношение к такому явлению как социальная масса не является общепризнанным. Уже в начале XX века понятию “масса-толпа” Г.Тард противопоставляет другое понятие: “масса-публика”, которая отличается от толпы меньшей сплоченностью и большей пассивностью. Кроме того, публика менее нетерпима, чем толпа. В конце концов, толпа стала рассматриваться как один из типов социальной массы. Во второй половине XX века складываются несколько подходов к определению того, что представляет собой “масса”: o Масса как “суждение некомпетентных”, возникающее вследствие низкого качества современной цивилизации, которое, в свою очередь является следствием ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (Х.Ортега-и-Гассет); o Масса как “недифференцированное множество”, гетерогенное по своему происхождению и гомогенное (в смысле однообразия, отсутствия социальных различий, бесцельностью, отчуждением и недостатком интеграции) по социальным характеристикам (Г.Блумер, Э.Ледерер, М.Арендт). Масса в этой трактовке противостоит классовой структуре общества, так как человек массы деклассирован; o Масса как сверхорганизованный социальный агрегат, предельно бюрократизированный с доминирующими тенденциями к униформизму и отчуждению (Г.Вебер, Г.Зиммель, К.Маннгейм). Ключевым для понимания психологии масс является понятие “массового сознания”, под которым понимается “особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей”, возникающий на основе совпадения (совмещения или пересечения) в определенный момент времени основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных групп общества. Массовое сознание, в отличие от группового, формируется вне зависимости от наличия совместной деятельности. Важными условиями его формирования являются процессы общения людей между собой и совместного восприятия и переживания ими значимой социальной информации, вызывающей всеобщую озабоченность. Отличительными чертами масс являются: § Временность существования § Функциональность (в противовес морфологичности); § Динамичность (в противовес статичности) § Возникновение и функционирование на основе внутренних психологических, а не внешних (социологических и философских) закономерностей, хотя последние могут выступать в качестве предпосылок возникновения самой массы. Соответственно, приоритет субъективных факторов над объективными. Роль масс и значение массовидных явлений становится более заметной когда нарушаются социальные и групповые связи, межгрупповые границы. Общество переживание так называемое “социотрясение” (в терминологии Б.А.Грушина). “Масса” – категория приемлемая для описания социального состояния нестабильного, кризисного общества, в то время как для стабильного общества более уместны такие категории как “группа”, “страта”, “класс”, “социальный слой”. Принадлежность человека к той или иной социальной группе в условиях стабильного общества сопряжена с соответствующей самоидентификацией. Эта самоидентификация является основой для понимания границ социальных границ и возможностей. Для человека включенного в массу самоидентификация либо затруднена, либо невозможна, что обусловлено временным характером социальных связей. Границы стираются, равно, как и исчезают социально-психологический границы для действий, которые в обычных условиях регулируются общественной моралью и групповыми нормами. Ключевым для понимания психологии масс является понятие “массового сознания”, под которым понимается “особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей”, возникающий на основе совпадения (совмещения или пересечения) в определенный момент времени основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных групп общества. Массовое сознание, в отличие от группового, формируется вне зависимости от наличия совместной деятельности. Важными условиями его формирования являются процессы общения людей между собой и совместного восприятия и переживания ими значимой социальной информации, вызывающей всеобщую озабоченность. Сильные эмоции и чувства вытесняют привычные регуляторы повседневного поведения, – групповые нормы, ценности, образцы поведения, – и порождают потребность в немедленных действиях.
Под аудиторией СМИ традиционно понимается совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов, представляющая собой социальную группу, локализованную в пространстве и во времени, имеющую внутреннюю структуру и предполагающую взаимодействие ее членов. [1] Эта достаточно масштабная аудитория, насчитывающая от нескольких сот читателей у многотиражных газет – до миллионов зрителей у федеральных и международных телеканалов, характеризуется аморфностью и анонимностью. Она рассеяна в пространстве и во времени, неоднородна (гетерогенна), изолирована (процесс потребления информации индивидуален), текуча и изменчива (под влиянием СМИ может либо быть устойчивой, либо расширяться, либо сужаться). Масса меняет входящего в нее человека. При этом, вовлекая в себя значительное число людей, масса не просто стирает различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, подчиняя себе индивидуальное сознание. Эти изменения предполагают: 1) повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит; 2) снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации; 3) усиление внушаемости и уменьшение критичности по отношению к себе; 4) подавление массой чувства ответственности за поведение индивида; 5) появление чувства своей силы; 6) возникновение ощущения анонимности и безнаказанности своих действий. Конечно, следует учитывать, что в разных видах массы изменения психического состояния индивида различны — в зависимости от ситуационных, субъективных и даже идеологических моментов. Влияние группы на личность: Групповое воздействие - мощный регулятор поведения и деятельности человека. Феномен группы заключается в том, что даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности: в присутствии других людей возрастает, например, скорость выполнения отдельных операций. Однако, более важным является тот момент, что не простое присутствие других, а именно взаимодействие с ними является определяющим фактором, который влияет на деятельность человека. В ситуациях группового общения замкнутый «контур» отдельного человека как бы размыкается и включается в общегрупповой «контур», который не является простой суммой индивидуальных «контуров», а приобретает качественно новое значение, новое групповое качество. В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный «общий фонд». Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчать протекание психических процессов, давать как бы «прирост» продуктивности деятельности отдельного человека . Здесь имеет место эффект социальной фасилитации . Например, творческие задачи решаются с большей степенью вероятности при групповом творчестве, чем при индивидуальном. Однако, в ряде случаев наблюдается и обратный эффект - торможение, подавление, сдерживание действий и проявлений человека под влиянием групповых процессов (эффект социальной ингибиции). Например, ускоряется темп действий, но ухудшается качество. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать два вывода: 1. Влияние на психические процессы и состояния человека присутствия других людей, а еще больше группового взаимодействия определяет единообразие в нормах, оценках, мнениях, поведении. Включаются механизмы подражания, внушения, конформности. 2. Влияние группы на человека может носить как позитивный, так и негативный характер, т.е. может быть конструктивным или деструктивным. Сами групповые процессы как таковые не несут в себе деструктивизма. Деструктивное влияние зависит от определенных условий существования группы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |