Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная психология групп.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Основные признаки социальной группы: 1) наличие интегральных психологических характе ристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповыеинтересы и так далее, которые формируютсяс возникновением и развитием группы;2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповыепроцессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристикчленов группы, важных с точкизрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;3) способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие беспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели; 4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осущест- вляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. Как первичную, часто обозначают малую группу - группа, участники которой лично знают друг друга, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека Все значимые в жизни человека группы - малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта.
Концепция двухуровневой циркуляции информации СМИ. Роль межличностных коммуникаций в восприятии медиаинформации. . 2 уровня циркуляции информации: 1) СМИ и аудитория. Пример: люди посмотрели выпуск новостей, прочитали статью в газете или послушали передачу на радио. Этимологически понятие "аудитория" связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории. На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. "Издатель", "журналист", "аудитория" - понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъектов в системе. Понятие "аудитория" закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, - с другой. Так складываются функциональные отношения между участниками-издателем, журналистом, аудиторией. Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение-даже в самом специализированном виде-обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей. С другой стороны, система массовой информации и пропаганды рассчитана на индивидуальное потребление, "с доставкой на дом". Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональных общностей) с личностью. 2) обсуждение аудиторией увиденного, услышанного, общение по поводу какой-либо информации. Можно брать как большой пример политическую ситуацию в России в декабре:) 1) Вот аудитория и СМИ: какие-то СМИ нагло врут о выборах (завышенные проценты, 146% голосов. + СМИ умалчивают о важных событиях (к примеру: вскользь рассказывают о выборах, не считая это важным, ставя в приоритет другую информацию) => 2) Та аудитория, что умеет считать, понимает: по процентам – нагло врут, а про митинг не говорят почему-то, хотя люди кругом только о нем и говорят. Далее 2 уровень: вот с этими мыслями и наблюдениями они делятся с соседом дядей Пашей, за ужином с семьей, с коллегами – на работе возле кулера. Аудитория уже по-своему перекраивает информацию на основе ума, разума и чувства:) + (!) в современном обществе важно появление соц. сетей как источника информации и поля для обсуждений (аналог диссидентской кухни:)) Соц. сети становятся источником инфы для тех, кто не интересовался политикой, ничего умного до этого не читал в прессе про реформы, коррупцию и пр., а жил себе-поживал:) Следовательно роль межличностных коммуникаций в восприятии медиаинформации большая, ибо много людей втянуты в процесс осмысливания происходящего. Хотя, если вы думаете иначе – приспособьте свои мысли к этой двухуровневой коммуникации)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |