Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта. Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют оценочную, побудительную, регулятивную и др. функции. Эмоции обладают интенсивностью, различаются по знаку (положительные или отрицательные) и продолжительности. Основная качественная характеристика эмоций – модальность, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции – страх, гнев и радость. Все остальные эмоции – своеобразное выражение одной из базовых эмоций. Эмоциональные состояния – это сложные психические образования, имеющие реактивно-процессуальный характер. К эмоциональным состояниям относят: страсть, аффект, фрустрацию, стресс и другие. Под страстью понимается сильное, глубокое, продолжительное состояние, подчиняющее себе мысли и поступки человека. В страсти отражается единство эмоционального и волевого. Аффектхарактеризуется как кратковременное, интенсивное эмоциональное состояние человека, сопровождающееся ослаблением волевого контроля над поведением. В состоянии аффекта поведение человека становится импульсивным. Аффект приводит к дезорганизации мышления, поэтому человек не может предвидеть последствий своих поступков и не способен принять целесообразные решения. Аффект вызывается физическим и психическим насилием. На его возникновение влияет ряд факторов: физиологические (особенности нервной системы), физические (утомление, усталость, опьянение), психологические (неадекватность самооценки, негибкость мышления); и возрастные (подвержены аффекту в большей степени люди до 20 и после 50 лет). Фрустрация – состояние эмоциональной напряженности, возникающее вследствие неудовлетворения потребности. Преградами на пути удовлетворения потребности могут быть ограничение свободы человека, биологические процессы (старение, болезнь) разного рода комплексы (неполноценности, вины и другие), социальные нормы, требования, запреты. Реакции человека на фрустрацию могут быть агрессивными (направленными на других или на самого себя) и неагрессивными (фиксация, бегство и т.д.). Стрессможно определить как состояние эмоционального напряжения, возникающего в экстремальных ситуациях. Стрессорами выступают физические и психологические раздражители, реально действующие или вероятностные. В развитии стресса выделяют три фазы: тревоги, сопротивления и истощения (Г. Селье). Стресс может быть конструктивным, способствующим мобилизации человека и деструктивным, разрушительным, приводящим к его дезадаптации. Тем не менее, стресс является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или труде. Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства, которые выражают устойчивое отношение к объектам, реальным или воображаемым. Сложность чувств определяется их комплексным строением, они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций. Например, любовь предполагает не только влюбленность, но и нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмоции, производящие непередаваемое словами чувство любви. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Для волевого акта важно не «Я хочу», а «Я должен», т.е. осознание ценностной характеристики действия. Волевые действия требуют мобилизации личностных ресурсов и характеризуются осознанностью, целенаправленностью, намеренностью, которые личность проявляет в процессе преодоления препятствий, конкурирующих мотивов и целей. Воля выполняет ряд функций: побудительную функцию, обеспечивающую реализацию волевых действий; регулятивную функцию, обеспечивающую психическую устойчивость и успешность деятельности; функцию выбора, которая реализуется в соотнесении действий с их последствиями в процессе принятия решения в ситуации борьбы мотивов. Поэтому воля связана с мотивационно-смысловой сферой человека и является глубоко личностным процессом (А.Н. Леонтьев).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 451. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |