Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностные характеристики личности (по данным отечественных психологов)




Человек – существо, воплощающее высшую степень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и пожизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современной науке. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается – это область человекознания. Именно здесь возможен синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологии. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы в исследовании психического. Данные проблемы рассматривались выдающимся психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907 – 1972) в его труде «Человек как предмет познания».

«Человек разумный» ( Homo sapiens ) – филогенетически сложившийся вид – понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая – индивид – это совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Социальная составляющая – личность – это носитель свойств, определяющих социальную природу человека. Общим для всех людей является то, что каждый человек проходит в определенном социуме свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Социализация – процесс усвоения человеком, системы бытовых и мировоззренческих представлений, правил поведения, характерных для данного общества.

Личность – понятие многомерное, как предмет познания интересует не только психологов, но и представителей других наук, изучающих человека.

В философииличность выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место человек занимает в обществе.

В социологии личности – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека. Социологию интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные роли, которые он выполняет.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки, это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что в свою очередь требует разноуровневого психологического анализа. Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все уровни её изучения способствуют раскрытию диалектики общего и единичного в психическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого хода состоит, по мнению Б.Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность.

Понятия «индивид» и «личность» трактуются в психологической литературе неоднозначно. Представители школы А.Н.Леонтьева, продолжая традиции своего учителя, разводя эти понятия сужая при этом объём последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся).

 В психологическом словаре зафиксировано два определения: «Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, 2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. [ с.16]

Гуманистическая трактовка человека его как субъекта противостоит пониманию человека как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций. Субъект – это человек на высшем уровне активности, целостными, автономности и т.д. Для субъекта окружающая действительность выступает не только как система раздражителей, но, прежде всего, как объект действия и познания.

Человек каксубъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в той же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфических знаковых систем. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество (Б.Г.Ананьев).

 «Человек разумный» (Homo sapiens) – филогенетически сложившийся вид – понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая – индивид – это совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Социальная составляющая – личность – это носитель свойств, определяющих социальную природу человека. Общим для всех людей является то, что каждый человек проходит в определенном социуме свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Социализация – процесс усвоения человеком системы бытовых и мировоззренческих представлений, правил поведения, характерных для данного общества.

Личность – понятие многомерное, как предмет познания интересует не только психологов, но и представителей других наук, изучающих человека. В психологии личность изучается различными отраслями, в т.ч. общей психологией, дифференциальной, социальной и др. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа. Выделена и активно развивается психология личности как отрасль психологической науки.

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все уровни ее изучения способствуют раскрытию диалектики общего и единичного в психическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого хода состоит, по мнению Б.Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, как индивидуальность и как субъекта деятельности.

Понятия «индивид» и «личность» трактуются в психологической литературе неоднозначно. Представители школы А.Н. Леонтьева, продолжая традиции своего учителя, разводят данные понятия, сужая при этом объем понятия «личность».

Понятие «индивид» включает биологически обусловленные характеристики человека, понятие «личность» – его социальные проявления. Индивид обозначает конкретного человека как природного существа, продукта биологической эволюции. Под индивидом подразумеваются генотипические (наследуемые) и фенотипические свойства, возникающие в результате взаимодействия генотипа и среды. Становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь абстрактно отделить от становления личности, которая характеризует человека с другой – социальной – стороны. Поэтому А.Н. Леонтьев давал более узкое определение личности, считая, что личностью человека можно назвать с определенного момента его развития.

Личностью можно назвать человека, который выделяет себя из окружающего мира, структурирует свои отношения с ним и подчиняет им свою жизнедеятельность вопреки сиюминутным влечениям и внешним стимулам. Личность как психическое образование выполняет важные функции: интеграции, связывания психической активности в нечто единое устойчивое целое, составляющее внутренний стержень человека; саморегуляции, возможности совершать поступки, строить свои отношения с другими людьми; самоопределения, благодаря чему человек управляет не только своим настоящим, но и будущим.

Считается, что в психологической науке первую теорию личности создал У.Джеймс, о котором ранее говорилось как о родоначальнике американского функционализма, авторе важной для психологии метафоры «поток сознания». У.Джеймс различает собственно личность (объект самосознания) и «Я» (субъект самосознания, познающий себя как личность). Личность имеет, по Джеймсу, «трёхчастную структуру: физическую личность, социальную личность и духовную личность. К физической личности относится не только телесная организация человека, но и его одежда, ближайшее семейное окружение и т.д. Забота о физической личности включает и сохранение того, что мы называем «своим» (жилище, деньги и т.д.). Социальная личность обнаруживает себя выполнение определённых норм и правил поведения, которые социальная группа ожидает от неё. У человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп (семья, школа, спортивная команда, рабочий коллектив) он психологически включен. Забота о сохранении себя как социальной личности заключается в жажде любви, дружбы, стремлении обратить на себя внимание и т.д. Духовная личность – это полное объединение отдельных состояний сознания, всех духовных свойств и способностей личности, ядром которой является чувство внутренней активности. Духовная личность стремится к умственному, духовному (в узком смысле) развитию.

У.Джемс призывал человека стремиться к гармонии разных сторон личности. Это ведёт к повышению самоуважения, которое определяет адекватность человека в окружающем мире.

Он предложил следующую формулу: Самоуважение = Успех / Уровень притязаний.

В психологии имеется множество трактовок понятия «личность». Ряд ученых использует этот термин как синоним слову «человек», т.е. говорят о личности в широком смысле этого слова. В узком смысле под личностью понимается специальное психическое образование, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является.

Под индивидуальностью понимается психологическая неповторимость человека, взятого в целом во всех его свойствах и отношениях как индивидных, так и личностных. Понятие «индивидуальность» и «личность» тесно связаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью и, наоборот, личность может существовать только в форме индивидуальности. Соотношение между индивидом, личностью и индивидуальностью отражено в известной формуле отечественной психологии: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Несовпадение понятий «личность» и «индивидуальность» проявляется, в частности, в том, что процессы становления личности и индивидуальности существенно различаются. Становление личности – процесс социализации, принятие норм и правил, социальных функций и ролей. Становление индивидуальности – процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности, неповторимости. Личность – персонификация, олицетворение общественных отношений. Индивидуальность – выделенность из этих отношений. Это понятие указывает на то, что человек из множества социальных ролей, функций, отношений выделяет свое, делает это ценным содержанием подлинного «Я».

Индивидуальность не типологизируется: по существу, сколько людей, столько и индивидуальностей. Индивидуальность никогда не бывает абсолютной, т.к. она задается принятыми общественными канонами. Поиск личностью собственной индивидуальности – это шаг к избранности, элитарности, к освобождению личности. В пределах от XVIII века до XX века смена канонов личности происходила в следующем направлении: от сохранения личностью своих начальных качеств до становления рефлексивного «Я». В XX веке в центр размышлений об индивидуальности человека пробилась идея субъектности человека. Для данного подхода центральной стала не констатация у личности неких ценностей, мировоззрения, основанного на морально-этических принципах, а задача выявления того, как личность решает глобальные проблемы и задачи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...