Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сознание как высшая форма психики человека
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции. Традиционной является точка зрения, согласно которой сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу и является основным атрибутом человеческого способа жизни. Это значит, что человек способен сделать свою внутреннюю, субъективную жизнь предметом осмысления и преобразования. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в целостный способ бытия. Сознание не остается неизменным, оно эволюционизирует вместе с изменением человека и мира, в котором он живет. Для каждого человека самое большое деление его бытия проходит по границе: Я и остальной мир. Сознание предполагает всегда отношения субъекта к объективной реальности. Становление сознания связано со становлением человеческого бытия, в процессе которого человек учится отдавать себе отчет о своем отношении к миру, другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям нести ответственность за содеянное. Однако осознанная субъектность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные устойчивые свойства мира [12]. В сознании человека представлено единство двух компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего. Основными характеристиками сознанияявляются:активность, интенциональность (направленность на предмет), способность к рефлексии (самоанализу) и самонаблюдению, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации, различная степень ясности, внутренний диалогизм, предметность. Отметим роль языка и речи, которые не только формируют сознание, помогают глубже проникнуть в связи реальной действительности, но и позволяют перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, подчиняя поведение сформулированным в речи правилам. Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущего всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако, исходя из реально существующего многообразия состояний сознания, укажем на такие их виды, как нормальное состояние сознания и измененное (сон, гипнотический транс, алкогольное и наркотическое опьянение, суженное, сумрачное сознание, состояние эйфории, экстаза). Вопрос о происхождении сознания всегда являлся одним из дискуссионных для психологии. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание является божественным подарком человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. В процессе эволюции психики животных совершенствовались формы психического отражения и ориентировки в среде, но сохраняется общий тип отношений между организмом и средой – приспособление к ней. В основе перехода от психики животных к психике человека лежит другой принцип – не иметь к среде фиксированного приспособления. Такой переход стал возможен при смене образа жизни далеких предков человека, при возникновении коллективных форм трудовой деятельности и речи. Идеи школы А.Н. Леонтьева о происхождении сознания базируются на трудовой теории антропогенеза, разрабатываемой прежде всего в марксистки ориентированной философии и психологии. Согласно данной теории коллективный труд и речь явились главным условием для появления качественно новой формы психического отражения, свойственного только человеку – сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первобытные люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия, используя орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможной фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам. Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в эволюции психики. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование знаний о мире. Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь человека в обществе. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии индивида с другими людьми, поэтому всякая реальная деятельность может быть как распределенной между людьми, так и выполняться совместно. Поскольку индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив и цель, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как то, что достигается в результате единичного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение мотива и цели порождают смысл как «единицу» сознания. Изучая данную тему, Вы должны уяснить одно важнейшее положение, которое не очень отчетливо представлено в работах А.Н. Леонтьева, но прослеживается в трудах представителей его школы. Дело в том, что в школе А.Н. Леонтьева сознание рассматривается в двух своих ипостасях, условно их называют сознанием – деятельностью и сознанием – образом. Конкретно-психологически это означает следующее: в соответствии с деятельностным подходом рассматриваемой школы сознание представляет собой форму деятельности и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще. Так, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто. При запоминании человек ставит определенную цель, предположим, хорошо подготовиться к завтрашней контрольной работе (результаты многочисленных исследований показывают, что от характера цели запоминания зависит его прочность и длительность). При запоминании человек пользуется определенными средствами запоминания, использует разнообразные операции запоминания, физиологически запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т.п. Подход к сознанию с этой деятельностной стороны приводит, например, к возможности управления запоминанием: запоминание будет происходить более быстро, если действие «запомнить нечто» будет включено в наиболее осмысленную, например, для ребенка деятельность – сюжетно-ролевую игру. Таким образом, сознание можно рассматривать как деятельность и в этом смысле можно говорить о нем как о процессе совершения определенной работы. А.Н. Леонтьев выделял в структуре сознания чувственную ткань, значение и личностный смысл [7]. · Чувственная ткань (содержание), т.е. «картинка», исходный образ отраженного мира как результат работы органов чувств и познания вообще. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможности для «разделительной» функции сознания. · Значение– это объективная составляющая сознания, которая представляет собой систему знаний, толкований, способов применения того или иного предмета или слова, его заменяющего, что передается в своих существенных чертах от поколения к поколению. Выделяют три основные группы значений: словесное, понятийное, предметное. · Личностный смыслкратко определяется А.Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для него каких-то явлений, событий. Высшим уровнем развития сознания является самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою социальную сущность, определяет себя субъектом деятельности. Самосознание мотивирует человека, т.е. побуждает к той или иной деятельности; участвует в целеобразовании; выполняет контролирующую функцию (запрещает или разрешает поступки); обусловливает отношения с другими людьми; влияет на развитие тех или иных качеств и приобщает к другим людям, группе, человечеству в целом. Главная функция самосознания заключается в развитии личности, поскольку участвовать в этом процессе она может только через свое самосознание. Центральным образованием самосознания являются представления человека о себе («Образы «Я»). Они многообразны, изменчивы, ситуативны, обусловлены («Я – прошлое», «Я – настоящее», «Я – будущее», «Я – детское», «Я – родительское», «Я – беспомощное», «Я – реальное», «Я – идеальное» и другие). Устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе в психологии определяется как Я-концепция. Несогласованные образы «Я» вынуждают человека искать способы устранения возникающего противоречия. Он может не принимать новый опыт, не вписывающийся в его представления о себе, может усваивать его с помощью защитных психологических механизмов, а может сознательно что-либо изменить, устранить, развить в себе. Это – творческая деятельность личности, направленная на «созидание» себя.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |