Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа человеческой деятельности




 

Деятельность – это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание, преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

А.Н. Леонтьев – автор наиболее разработанного варианта теории деятельности в психологии. Вам необходимо обратить внимание на свойства деятельности и главное из них – предметность. Предметность (деятельности) понимается А.Н. Леонтьевым очень широко – как предмет вещественный или идеальный, данный в восприятии или существующий только в воображении, мысли. Предметность человеческой деятельности заключается в подчинении логики действий человека логике предметов, с которыми он имеет дело. И этой логике действования с предметами человек начинает обучаться с ранних лет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиненный себе и преобразующий деятельность субъекта; вторично – как образ предмета, как продукт отражения его свойств, который осуществляется в результате деятельности субъекта. Таким образом, предметность, присущая только человеческой деятельности, непременно влечет за собой другую характеристику – субъектность, которая выражается в намерениях, потребностях, мотивах, целях.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких уровней: уровень особенных деятельностей или видов деятельности (игровая, учебная, трудовая); уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. В предыдущем параграфе мы касались вопросов игровой, учебной, трудовой деятельности. Подробно с данными видами деятельности Вы будете знакомиться позднее, при изучении соответствующих отраслей психологии. Рассмотрим второй уровень – действие.

Действие – основная единица анализа деятельности – это процесс, направленный на реализацию цели. Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность – в учебных действиях и т.д. «Промежуточный» результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него субъективно – в форме представления. Это процесс осознания цели, т.е. цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут благодаря выполняемому действию. Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели – это не автоматический акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента своего осуществления акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешние действия в неразрывном единстве с сознанием (движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность).

3. Через понятия действия теория деятельности утверждает принцип активности.

4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный или социальный мир. «Представляемый результат» (цель) может быть любым: производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и т.д.

Рассмотрим связку цель – действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно охарактеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное - разномасштабностью. Есть крупные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на более частные цели и т.д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархической системы действий. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая, таким образом, свою относительную самостоятельность.

Действие может быть как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.

3-ий уровень: операции. Помимо своего интенциального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно предметными условиями ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, а именно способы, какими оно осуществляется.

Операцией называется способ выполнения действия. Совершить действие, т.е. достичь одну и ту же цель можно несколькими способами (совершить разные операции). Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия; то, что называют техникой, ловкостью, сноровкой, относят почти исключительно к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие подчинено цели, то операция – условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности или внутренние свойства самого действующего субъекта.

 Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно характеристики операций.

Операции бывают двух видов:

1. Возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания. Эти операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях.

2. Возникают из действий путем их автоматизации. Эти операции находятся на границе сознания, они как бы «подстораживаются» сознанием и могут стать актуально сознаваемыми.

4-ый уровень – психофизиологические функции.Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психологических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека; например, такие как моторная способность, способность к ощущению, способность к образованию и фиксации следов прошлых воздействий. Соответственно говорят о моторной, сенсорной, мнемической функциях.

Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Субъект, осуществляющий деятельность, одновременно представляет собой и организм с нервной высокоорганизованной системой, развитыми органами чувств, сложным опорнодвигательным аппаратом и т.д.

Психофизиологические функции даются субъекту деятельности от природы: он находит их в себе готовыми к использованию, он не должен что-то делать, чтобы их иметь.

Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя, но отличается от нее формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.

Разница состоит в том, что:

1) в случае внутренней деятельности действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получают умственный, воображаемый результат;

2) внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации.

Интериоризацией называется переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Физический труд все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложных умственных действий, и наоборот, труд исследователя наполняется процессами, которые по своей форме являются внешними действиями. Такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.

Экстериоризация – процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся путем интериоризации внешней деятельности человека. Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое строение.

А что же человека побуждает ставить перед собой цели и добиваться их осуществления? Главенствующую роль при ответе на этот вопрос будут играть потребности и мотивы.

Потребности – как проблема в психологии появилась в I четверти 20 века. До этого потребности рассматривались среди эмоциональных различных проявлений, а иногда и как инстинкты. Общепризнано, что потребности – движущая сила человеческой деятельности, поведения. Существует большой разброс в понимании сущности потребностей от биологической трактовки до социально-экономической.

Потребность – это состояние объективной нужды в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие для его нормального функционирования.

Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудобство», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия внутренним и внешним условиям деятельности. Потребности – источники активности человека. Потребность выражает зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий, находящихся вне человека. По источнику формирования все потребности делятся:

1. на биологические: в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность в экономии сил, в отдыхе и т.д.;

2. социальные: потребности в признании, уважении, любви, независимости, лидерстве, принадлежности к какой-то социальной группе и т.д.

Предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не фиксирован. Таких предметов может быть много. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть найден. Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивание потребности. Опредмеченная потребность называется мотивом.

Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действие, т.е. приводят к образованию цели. Цели, как известно, всегда осознаются. В отличие от цели мотивы актуально не всегда осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета о мотивах, которые стали источником этих действий. Означает ли это, что мотивы всегда неосознаваемы? Нет, существует класс и осознаваемых мотивов. Полимотивация человеческой деятельности – типичное явление. По своей роли, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Если мотивы не осознаются, то как они представлены в сознании? Мотивы такого рода проявляются в сознании, но и в особой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» каким-то образом затрагивает его мотив, т.е. особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта.

Мотивы, которые побуждают деятельность и вместе с тем придают ей личностный смысл, называются смыслообразующими мотивами.

Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Характерной чертой смыслообразующих мотивов является то, что деятельность, сталкиваясь с препятствиями, не меняет свой личностный смысл. Происходит лишь нарастание психологической дискредитации, возникшей от столкновения с препятствием эмоции.

Теперь вернемся к вопросу об осознании мотивов. Примерами осознаваемых мотивов могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели.

Как в ходе деятельности образовываются новые мотивы? В теории деятельности изучается механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу и становится мотивом. Превращение цели в мотив может произойти, если накапливаются положительные эмоции, связанные с достижением этой цели. Мотивационная сфера – ядро личности, определяет ее направленность, главные ценности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...