Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование и управление организационной культурой.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Истоки формирования организационной культуры надо искать в Организационная культура проходит следующие этапы формирования: • На этом этапе к организации присоединяются другие лица, и начинает формироваться ее история.
Организационная культура может формироваться различными путями в результате: 2-деятельности руководителя или собственника (своя ОК); 3-искусственного привнесения-формирования ОК специалистами консультационных фирм (к этому способу довольно часто стали прибегать российские компании); 4- естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.
Первый представляет собой «видение свыше», которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации: руководитель-лидер воодушевляет и притворяет в жизнь фундамент ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Этот способ реализуется через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Применение второго способа управления организационной культурой начинается с другого уровня организации – нижнего. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной организационной жизни. Менеджеры должны отслеживать, что происходит в организации, стараясь при этом шаг за шагом управлять ее культурой. При этом действенными средствами могу быть манипулирование символами, вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д. На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур. Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает: -анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении; -разработку специальных предложений и мер. Даже там, где условия для изменений благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время. Для поддержания системы культурных ценностей организации, необходимо постоянно оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций сотрудников во имя максимального сближения их с ценностями самой организации. К основным из них относятся следующие: · Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, т.к. своими повторяющимися действиями менеджер дает работникам понять, что является важным, и что ожидается от них. · Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они ее себе и представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее. · Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры осваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и ежедневную помощь подчиненным по работе. · Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты, указывая на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. · Критерии принятия на работу, продвижение и увольнение. Это один из основных способов поддержания корпоративной культуры: то, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам внутри организации. · Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия, проводимые коллективом в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение персонала и понимания работниками организационного окружения: обряд продвижения, обряд ухода, обряд усиления, обряд обновления, обряд разрешения конфликта, обряд единения. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.
Контрольные вопросы. 1. Что такое организационная культура? 2. Приведите характеристику структуры организационной культуры по Ф.Харрису и Р. Морану, Э.Шайну. 3. Дайте характеристику признаков организационной культуры. 4. Дайте характеристику функций организационной культуры. 5. Назовите этапы формирования организационной культуры и раскройте их содержание. 6. Охарактеризуйте способы управления организационной культурой.
Библиографический список
1. Акимова, Т.А. Теория организации (Текст): учебное пособие для вузов/ Т.А.Акимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2. Баранников, А.Ф. Теория организации (Текст): учебник/ А.Ф.Баранников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 3. Иванова, Т.Ю. Теория организации (Текст): учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - М.: КНОРУС, 2006. 4. Кафидов, В.В. Теория организации (Текст): учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 5. Коренченко, Р.А. Общая теория организации (Текст): Учебник для вузов / Р.А. Коренченко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 6. Латфуллин, Г.Р. Теория организации (Текст): учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.-СПб.: Питер, 2005. 7. Лафта, Дж. К. Теория организации (Текст): учебное пособие / Дж. К. Лафта. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 8. Мильнер, Б.З. Теория организации (Текст): Учебник/ Б.З. Мильнер.- М.: ИНФА-М, 2004. 9. Мильнер, Б.З. Теория организации (Текст): учебник / Б.З. Мильнер.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФА-М, 2005 10. Рогожин, С.В., Рогожина, Т.В. Теория организации (Текст): Учебник/ С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: Издательство «экзамен», 2004. 11. Рогожин, С.В., Рогожина, Т.В. Теория организации (Текст): Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: Издательство «экзамен», 2003 12. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика (Текст): учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФА-М, 2006 13. Смирнов, Э.А. Теория организации (Текст): учебное пособие / Э.А.Смирнов. - М.: ИНФА-М, 2005. 14. Теория организации (Текст): учебник для вузов / Под общ.ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд, стереотип. - М.: Экономика, 2005. 15. Туровец, О.Г., Родионова, В.Н. Теория организации (Текст): учебное пособие/ О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. - М.: «ИНФА-М», 2003. 16. Шеметов, П.В. Теория организации (Текст): курс лекций / П.В. Шеметов, С.В. Петухова.-М.: Изд-во Омега-Л, 2006.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |