Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Противоречия при коммуникациях и управление ими
Решение руководителей и их реализация могут вызывать различные реакции у подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей: как полную поддержку, так и проявление противоречий. Полная поддержка свидетельствует либо о большом авторитете руководителя и пассивности подчиненных, либо о некомпетентности подчиненных, поэтому полная поддержка является признаком неблагополучия в организации. Наиболее распространенной реакцией подчиненных является противоречие - это результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, который вместе с тем находится во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и является источником развития и познания. Противоречие имеет 4 ступени (рисунок 19): различие, поляризация, столкновение, антагонизм.
Рисунок 19 – Ступени противоречия.
Руководитель организации должен управлять реакциями в коллективе. Правильное формирование соответствующей ступени противоречий способствует повышению эффективности работы организации.
Таблица 10 Условия, формирующие ступени противоречий
На ступени «различие» руководитель и подчиненные достигают взаимопонимания в целях, основных средствах и методах выполнения задания. Различный подход к отдельным аспектам реализации поставленной задачи (цели) не мешает успешной работе. Различия часто возникают при нововведениях в отлаженном механизме взаимодействия. Различия носят кратковременный характер и не накапливаются. Грамотный руководитель может долгое время поддерживать в организации противоречия на ступени «различия», при этом коллектив и руководитель будут представлять одну целеустремленную команду, которая может добиться больших успехов. Эта ступень противоречий рекомендуется организациям с мало меняющейся технологией производства. Ступень «поляризация» характеризуется взаимопониманием в целях и задачах, поставленных руководителем перед подчиненными, но различным подходом к средствам, методам их реализации. Но это не мешает достигать поставленные руководителем цели заданным путем. Своя точка зрения подчиненного либо может накапливаться для нахождения нового подхода к решению задачи, вызывая устойчивую поляризацию с мнением руководителя, либо переходит в различие при совместном обсуждении и нахождении лучшего варианта реализации поставленной задачи. Различие и поляризация – это естественные статические отношения в условиях производства, в которых подчиненный должен понять, оценить и выполнить полученную работу. Ступень «столкновение» характеризуется пониманием и поддержкой только общей цели задания со стороны подчиненных. Руководитель и подчиненный при этом формируют различные частные цели и задачи и предлагают различные способы их реализации. Столкновение может быть вызвано: · существенным различием компетентности руководителя и подчиненного как в ту, так и иную сторону; · переходом на производство новой продукции; · низким уровнем образованием руководителя как управленца.
Столкновение может стать либо толчком к развитию и внедрению нововведений и последующим переходом на более низкие ступени противоречий, либо направлением к антагонизму. Ступень противоречий «столкновение» эффективно проявляет себя в проектных и опытных организациях. В таких организациях руководитель должен сам инициировать столкновение. Ступень «антагонизм» характеризуется различными подходами руководителя и подчиненного к общей и частным целям, средствам и методам их реализации. Антагонизм может привести к созидательным (конструктивным) или разрушительным (деструктивным) явлениям. Антагонизм позитивен в переходных или экстремальных условиях, в поисковой работе. Если руководитель не инициирует сам временный антагонизм, то он создается самостоятельно и часто в нецивилизованных формах (угрозы, скандалы, увольнения). Работа в этом режиме должна носить кратковременный характер. Практикой выработаны рекомендации по применению различных ступеней противоречий (таблица 11).
Таблица 11 Области применения ступеней противоречий
В реальной жизни в любом коллективе встречаются различные ступени противоречий, как соответствующие, так и не соответствующие этапу развития организации. Если противоречия отсутствуют, их надо инициировать, ими нужно управлять, для того, чтобы добиться соответствия ступени противоречия реальной ситуации. Управление противоречиями заключается в переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Это осуществляется путем сознания и предотвращения конфликтов. Управление противоречиями относится к вершинам искусства управления.
Контрольные вопросы.
1. Что входит в понятие «объект организационной деятельности»? 2.Чем отличаются друг от друга субъект и объект организационной деятельности? 3. Чем регламентируется деятельность субъектов в организации? 4. Дайте определение термина «коммуникация» и характеристику элементов коммуникации. 5. Приведите характеристику типов коммуникаций. 6. Перечислите основные помехи и барьеры в коммуникациях. 7. Прокомментируйте модель коммуникации как действие. 8. Прокомментируйте модель коммуникации как взаимодействие. 9. Прокомментируйте модель коммуникации как процесс. 10. Дайте определение термина «противоречие». 11. Какие ступени противоречий характеризуют отношения в организации? 12.Приведите общие условия, формирующие ту или иную ступень противоречий. 13. Перечислите область применения уровней противоречий в организациях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 638. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |