Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противоречия при коммуникациях и управление ими




 

Решение руководителей и их реализация могут вызывать различные реакции у подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей: как полную поддержку, так и проявление противоречий. Полная поддержка свидетельствует либо о большом авторитете руководителя и пассивности подчиненных, либо о некомпетентности подчиненных, поэтому полная поддержка является признаком неблагополучия в организации. Наиболее распространенной реакцией подчиненных является противоречие - это результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, который вместе с тем находится во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и является источником развития и познания.

Противоречие имеет 4 ступени (рисунок 19): различие, поляризация, столкновение, антагонизм.

 

Антагонизм
Столкновение
Поляризация
Различие
Полная поддержка

Рисунок 19 – Ступени противоречия.

 

Руководитель организации должен управлять реакциями в коллективе. Правильное формирование соответствующей ступени противоречий способствует повышению эффективности работы организации.

 

Таблица 10

Условия, формирующие ступени противоречий

 

Требуемая или существующая ступень противоречия

Условия

Средства и методы Частные цели и задачи Общая цель коллектива Глобальная цель организации
1 2 3 4 5
Различие Сходные Единые Единая Единая
Поляризация Различные Сходные Единая Единая
Столкновение Различные Различные Сходная Единая
Антагонизм Различные Различные Различная Единая

 

На ступени «различие» руководитель и подчиненные достигают взаимопонимания в целях, основных средствах и методах выполнения задания. Различный подход к отдельным аспектам реализации поставленной задачи (цели) не мешает успешной работе. Различия часто возникают при нововведениях в отлаженном механизме взаимодействия. Различия носят кратковременный характер и не накапливаются. Грамотный руководитель может долгое время поддерживать в организации противоречия на ступени «различия», при этом коллектив и руководитель будут представлять одну целеустремленную команду, которая может добиться больших успехов. Эта ступень противоречий рекомендуется организациям с мало меняющейся технологией производства.

Ступень «поляризация» характеризуется взаимопониманием в целях и задачах, поставленных руководителем перед подчиненными, но различным подходом к средствам, методам их реализации. Но это не мешает достигать поставленные руководителем цели заданным путем. Своя точка зрения подчиненного либо может накапливаться для нахождения нового подхода к решению задачи, вызывая устойчивую поляризацию с мнением руководителя, либо переходит в различие при совместном обсуждении и нахождении лучшего варианта реализации поставленной задачи. Различие и поляризация – это естественные статические отношения в условиях производства, в которых подчиненный должен понять, оценить и выполнить полученную работу.

Ступень «столкновение» характеризуется пониманием и поддержкой только общей цели задания со стороны подчиненных. Руководитель и подчиненный при этом формируют различные частные цели и задачи и предлагают различные способы их реализации.

Столкновение может быть вызвано:

· существенным различием компетентности руководителя и подчиненного как в ту, так и иную сторону;

· переходом на производство новой продукции;

· низким уровнем образованием руководителя как управленца.

 

Столкновение может стать либо толчком к развитию и внедрению нововведений и последующим переходом на более низкие ступени противоречий, либо направлением к антагонизму. Ступень противоречий «столкновение» эффективно проявляет себя в проектных и опытных организациях. В таких организациях руководитель должен сам инициировать столкновение.

Ступень «антагонизм» характеризуется различными подходами руководителя и подчиненного к общей и частным целям, средствам и методам их реализации. Антагонизм может привести к созидательным (конструктивным) или разрушительным (деструктивным) явлениям. Антагонизм позитивен в переходных или экстремальных условиях, в поисковой работе. Если руководитель не инициирует сам временный антагонизм, то он создается самостоятельно и часто в нецивилизованных формах (угрозы, скандалы, увольнения). Работа в этом режиме должна носить кратковременный характер.

Практикой выработаны рекомендации по применению различных ступеней противоречий (таблица 11).

 

Таблица 11

Области применения ступеней противоречий

 

Ступень противоречия Область применения в организациях или ее подразделениях.
  Различие   В отлаженном механизме взаимодействия; при маломеняющейся технологии производства; при высоком профессионализме руководителя и среднем – персонала; при выпуске слабоэластичной продукции.
  Поляризация   В отлаженном механизме взаимодействия; при периодической модернизации технологии производства; при высоком профессионализме руководителя и среднем – персонала; при выпуске среднеэластичной продукции.  
Столкновение В отлаженном механизме взаимодействия; при постоянной модернизации технологии производства или при переходе на выпуск нового изделия в рамках существующей технологической политики; при выпуске среднеэластичной продукции.
Антагонизм В отлаженном механизме взаимодействия; при скачкообразных изменениях технологии производства в проектных и опытных организациях; при разработке принципиально новых решений; при создании новой технологической политики; при деятельности в переходных или экстремальных условиях; при высоком профессионализме руководителя и персонала; при выпуске сильноэластичной продукции.

 

В реальной жизни в любом коллективе встречаются различные ступени противоречий, как соответствующие, так и не соответствующие этапу развития организации. Если противоречия отсутствуют, их надо инициировать, ими нужно управлять, для того, чтобы добиться соответствия ступени противоречия реальной ситуации. Управление противоречиями заключается в переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Это осуществляется путем сознания и предотвращения конфликтов. Управление противоречиями относится к вершинам искусства управления.

 

Контрольные вопросы.

 

  1. Что входит в понятие «объект организационной деятельности»?

2.Чем отличаются друг от друга субъект и объект организационной деятельности?

  3. Чем регламентируется деятельность субъектов в организации?

  4. Дайте определение термина «коммуникация» и характеристику элементов коммуникации.

   5. Приведите характеристику типов коммуникаций.

   6. Перечислите основные помехи и барьеры в коммуникациях.

7. Прокомментируйте модель коммуникации как действие.

    8.  Прокомментируйте модель коммуникации как взаимодействие.

   9. Прокомментируйте модель коммуникации как процесс.

  10. Дайте определение термина «противоречие».

  11. Какие ступени противоречий характеризуют отношения в организации?

  12.Приведите общие условия, формирующие ту или иную ступень противоречий.

  13. Перечислите область применения уровней противоречий в организациях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 638.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...