Модель коммуникации как действия, как взаимодействия и как процесса
Коммуникация в организациях – это сложный динамичный процесс, он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как, собственно, процесс.
Коммуникация как действие. Модель коммуникации как действия можно представить в виде следующей схемы (рисунок 16):
Рисунок 16– Коммуникация как действие.
В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов, символы превращаются в сигналы или кодируются, сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Эта модель изначально применялась электронной коммуникацией, однако, используется также для описания коммуникаций между людьми. Коммуникация рассматривается как односторонний процесс без обратной связи.
Коммуникация как взаимодействие (рисунок 17):
Рисунок 17 – Коммуникация как взаимодействие.
Введение элемента обратной связи ознаменовало переход по второму типу модели – коммуникации как взаимодействия. Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Позднее были разработаны модели, отражающие весь процесс и динамику коммуникаций между людьми (рисунок 18).
Данная модель характеризует коммуникацию как непрерывный процесс взаимодействия работников предприятия с внутренней и внешней средой, двоякую роль человека и как источника, и как получателя.
Рисунок 18 – Коммуникация как процесс.
|