Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение теории организации, формирование ее научных концепцийСтр 1 из 25Следующая ⇒
Введение Дисциплина «Теория организации» является составной частью дисциплины «Теория менеджмента» Трудно переоценить роль организации в жизни общества, так как вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций (семья, школа, производственный коллектив и т.д.). Организации являются элементами общественных систем, в которых живут люди. Организация не может существовать без общества, как и общество без организации. Общество можно рассматривать, как сложную систему взаимодействующих между собой организаций. Вместе с тем, каждая организация сама по себе является сложной системой, состоящей из подсистем, элементов, звеньев. Организация осуществляет самостоятельную деятельность, планирует её, вырабатывает стратегию и тактику, имеет свои цели, создает и совершенствует систему управления. В организации будущего будут востребованы специалисты, которые направляют и организуют свою деятельность, используя современные системно-кибернетические подходы к управлению. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру, а само системное мышление рассматривается как производственная необходимость. В соответствии с этим, основной задачей курса «Теория организации» является развитие у студентов системного подхода к анализу организаций как сложных динамических систем. В приведенном издании отражена структура курса, в лаконичной форме раскрыто смысловое содержание по всем темам, даны основные понятия. Контрольные вопросы позволят обратить внимание на основные положения дисциплины, закрепить знания. Дисциплина «Теория организации» изучается студентами во втором семестре и включает 16 часов лекционных и 34 часа практических занятий. Форма текущего контроля студентов является зачет. В качестве учебного пособия курс лекций можно рекомендовать для изучения дисциплины как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО): знания: - основные законы и принципы функционирования организаций; - основы организационного проектирования; - функции и структуры управления; - принципы организационного аудита. умения: - принимать управленческие решения на основе учета действия основных законов организации; - выбор рациональной структуры управления организацией; - анализировать систему коммуникаций в организации. навыки: - построения организационной структуры управления; - составления должностных инструкций и положений о службах и отделах; - составление функциональной структуры организации. Перечисленные РО являются основой для формирования следующих профессиональных компетенций: ПК-2- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; ПК-7- способность к анализу и проектированию организационных коммуникаций; ПК-8- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; ПК-17- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям;
ТЕМА 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.Основные понятия, предмет и задачи курса. 2. Возникновение теории организации, формирование ее научных концепций. 3. «Тектология» А.А. Богданова и теория организации.
Основные понятия, предмет и задачи курса
Термин организация происходит от латинского organizo – сообща, стройный вид, устраиваю. Сущность понятия «организация»: а) внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных ее строением; б) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого; в) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Определения а) и б) взаимодополняют друг друга и характеризуют организацию, как всеприродное явление, отражая некоторое состояние и процесс. Определение в) имеет более узкое, социальное приложение, применительно к человеческой организации. Таким образом, в самом общем смысле под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. В соответствии с этим организацию можно рассматривать как процесс и как явление, то есть в динамике и статике. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это упорядоченное состояние целого для реализаций программы или целей, действующей на основании определенных правил или процедур. В литературе приводится много трактовок понятия «организация» как социального явления. За основное примем определение Б.З. Мильнера: Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Главный постулат «теории организации» - это постулат о закономерности развития: организационные системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, они могут быть выявлены и целенаправленно использованы при решении практических задач создания, проектирования, функционирования и ликвидации организаций. Теория организации – это научная организация организаций. Как научная дисциплина теория организации изучает принципы, законы, закономерности создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Теория организации с помощью системного подхода исследует организацию на макроуровне – организацию в целом, ее основные части, эффективность, возможность к адаптации, коммуникации, общие законы самоорганизации – все это объекты анализа теории организации.
Возникновение теории организации, формирование ее научных концепций
Общее учение об организации возникло на основе идеи, высказанной биологами и психологами, что объекты, существенно различные по природе и составу, демонстрируют сходные свойства благодаря общности способов организации. Практика организации необычайно многообразна, а процессы, цели и объекты организации имеют различную степень сложности. Человечество хранит и систематизирует свой организационный опыт, который концентрируется в виде обычаев, правил, традиций. Все определяется и регулируется этими правилами: организационный опыт - это и есть весь опыт человечества, взятый с организационной точки зрения. Существовала необходимость обобщения этого огромного опыта, накопленного человечеством, и выработки достаточно универсальных практических рекомендаций. Возникла необходимость в теории, как совокупности принципов и идей, обобщающих опыт и образующих основу науки организации. Необходимость обобщения организационного опыта и создание теоретических основ организации, осознавалось экономистами еще в начале ХХ века, это подтверждается работами российских ученых БогдановаА.А., Булгакова С.Н., Чаянова А.В., Кондратьева Н.Д., Туган-Барановского М.И. и других. Теория организации базируется на концепциях и достижениях таких наук как: -теория социальных явлений (И. Пленге, Т. Катарбиньский) -организация труда и управления (А. Файоль, М. Вебер, П. Керженцев, А. Гастев) -биологическая теория организации (Д. Холдейн, В. Риттер, И. Икскюл) -общая теория систем (Л. Фон Берталанфи) -кибернетика (Н. Винер) Теория организации – это междисциплинарная область знания, возникшая на стыке естественных, технических и общественных наук. Вклад различных наук в теорию организации: кибернетика - общая теория систем, система, связь, отношения; психология - поведение людей, мотивация, психология принятия решений, оценка поступков, изменение позиций; социология - социальные системы, групповое поведение, групповая динамика, социальные конфликты, факторы социальной активности; социальная психология - межличностное поведение, формы коммуникаций, пути удовлетворения индивидуальных нужд; наука об управлении - функции, организационное управление, организационная деятельность менеджера, принципы построения производственных хозяйственных систем как объектов управления и организационных структур управления; теория информации и информационных систем - коммуникационные процессы в организации, необходимость и достаточность информации, формы коммуникационных процессов, информационные технологии. Сама теория организации является составной частью науки управления, она служит теоретико-методологической базой для таких организационных наук как: организация производства, организация труда, проектирование систем управления. Можно проследить различные организационные схемы управления, которыми пользовались человеческие сообщества в разных точках земного шара и в разное время. Уже родовая и племенная организации руководствовались рядом принципов: избрание вождей, старейшин из наиболее опытных и уважаемых; запрет на наследование управленческой власти. В античных рабовладельческих демократиях (афинская, римская - 5-4 в. до н.э.) сложилась довольно стройная организация, в рамках которой действовали самоуправленческие сельские и городские общины, имеющие собственные собрания, суд, финансы и полицию. В Древней Греции сформировался авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному меньшинству. В Древней Спарте жизнь людей была жестко регламентирована и подчинена военной, по сути тоталитарной, организации общества. В целом древние государства – Китай, Египет, Рим, Карфаген и другие представляли большое разнообразие организации управления и общественной жизни. Платон в трактате «Государство» описывает 5 форм организационного правления: аристократию – правление лучших людей, знати; олигархию – власть немногих сильных и имущих; тимократию – правление худших и корыстных; тиранию – единоличное правление на основе насильственного захвата власти; демократию – правление многих, народовластие. Аристотель добавил охлократию – временная власть возмущенной толпы. Современные приверженцы либерализма отстаивают тезис, основанный на принципе самоорганизации систем: взамен государства на основе рыночных отношений должны действовать институты морали, семьи, собственности, с обеспечивающими их нормами, традициями, они способны поддерживать порядок. В настоящее время в мире существуют различные организационно-управленческие концепции: тоталитарные, авторитарные, теологические, демократические, либеральные, социалистические и др. Хотя организация сопровождала человека с первых этапов его появления на земле, как наука организация зарождалась у истоков кооперативного движения. Р. Оуэн (1771-1858) – провозвестник идей кооперации, принимал участие в кооперативных конгрессах, на которых решались вопросы новых форм организации труда, формулировались идеи потребительского общества. Приверженцами идеи кооперации были: Ш. Фурье, В. Кинг, Л. Блан, Ф. Лоссаль, российские ученые – М.И. Туган-Барановский, А. А.Чаянов и др. В связи с началом промышленной революции и расцветом машинного производства (Англия, Америка) наука стала проявлять все больше интереса к организации производственных процессов, к поиску и обобщению наиболее рациональных способов соединения техники и людей в производственном процессе. Ключевая работа в этом направлении – это работа Фредерика Тейлора «Принципы научного управления» (1911г.). Система Ф.Тейлора построена на жесткой регламентации трудовых процессов – хронометрировании, разделении рабочих функций и доведение их до автоматизма. Второй аспект научной организации труда Ф.Тейлора – планирование и организацию работ можно передать другому исполнителю, занятому управлением (ранее эти функции осуществлялись самим работником). Исполнители, специализирующиеся в области управления, сумеют более эффективно организовать производственные процессы. Ф. Тейлор – «отец» научной организации труда. В 1920 году возникает классическая школа управления, яркий представитель этой школы Анри Файоль в своей работе «Общее и промышленное управление» (1924г) выделил функции управления. Он рассматривал деятельность предприятия с точки зрения руководителя, с функциональной точки зрения: сначала надо определить функции каждого руководителя, затем наделить полномочиями, а потом действовать. До сих пор в основных трудах по организации и управлению используется классификация существенных функций любого предприятия по А.Файолю (6 групп): 1- технические операции (производство, обработка); 2-коммерческие операции (покупка, продажа, обмен); 3-финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими); 4-страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц); 5-учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика); 6-административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль) Главная заслуга А. Файоля заключатся в том, что он первым высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, положил начало профессиональному менеджменту. Основа его теории – универсальность принципов менеджмента и представление о процессе управления, состоящем из взаимосвязанных функций, основными из которых он называет планирование и организацию. Предметом теории организации является также структура, функции и механизмы регламентации. Существенный вклад в эти вопросы внес немецкий ученый Макс Вебер. Основа его теории: если каждый будет знать, что делать и как делать, и точно исполнять все по инструкции, то любое предприятие будет работать как хорошо отлаженный механизм. Теория М.Вебера является идеологией бюрократии. Он показал, что четкая регламентация функций, полномочий и ответственности придает процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательной стороной бюрократической организации является то, что она не оставляет возможностей для творчества и сознательного выбора. Зачастую бюрократическая организация не повышает ответственность, а прячется за инструкциями, чтобы ее избежать. С 1930-х годов все чаще в теории организации обсуждается вопрос о роли человека в организации, объектом исследования становится человеческое поведение, межличностные и межгрупповые отношения. Ученые приходят к выводу, что эффективность труда намного возрастает при организации соответствующих социальных, психологических условий, микроклимата, и это важнее организации трудовых процессов. Необходимо создать такую организацию, в которой будут действовать процессы самоуправления, самоорганизации, самоконтроля, сотворчества. Развитие таких наук, как социальная психология, статистика, прикладная математика, моделирование, кибернетика обусловили новые подходы в управлении и организации: программно – целевой подход в управлении, системный, системно – кибернетический и синергетический подходы. Во второй половине 20 века происходят революционные изменения во взглядах на организацию: экономическую систему начинают рассматривать, как систему открытую, сложную, вероятностную. Большое влияние на новые взгляды на организацию оказали работы Н. Винера и его кибернетика (искусство управления). Организацию все чаще сравнивают со сложной кибернетической системой. В нашей стране значительный вклад в развитие организованной науки 1920 – е годы внесли А.Богданов, А.Гастев, П.Керженцев. Особое значение имеют исследование А.А. Богданова (Малиновского), который одним из первых рассматривал организацию как единый системный комплекс.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |