Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение и взаимосвязь государства и права.




Данный вопрос дискуссионный и по разному разрешается в различных теориях правопонимания.

Основной порок юридического позитивизма заключается в том, что им признаётся государственная деятельность единственным и определяющим источником права.

Действительно, государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значения для самого бытия права.

Однако причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре ,исторических традициях народа и пр.

Наиболее ощутимо воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации.

1) Творческая роль государства в отношении права заключается в:

- осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации, определяет наиболее рациональную юридическую форму и учреждает общие нормы, придавая им с помощью авторитета государственной власти, всеобщий формально-юридический характер. Это означает, что государство устанавливает нормы права;

- санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера (в мусульманском праве, в иной правовой доктрине;

- признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (обычное право, прецедентное право).

2) Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. В данном случае можно утверждать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

3) Государство обеспечивает реализацию права своей исполнительной, судебнойи надзорной деятельностью.

4) Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений (правоохранительная деятельность).

5) Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву.

Воздействие права на государство:

а) право легализует государственную деятельность;

б) посредством права определяются границы деятельности государства;

в) право воздействует на государственную власть в её взаимоотношениях с нациям и народностями, закрепляя их специфические интересы;

г) правовая форма обеспечивает возможность контроля за деятельностью государственного аппарата;

д) право – язык общения государства не только с населением, но и с другими государствами;

е) право является основным средством легитимации государственного принуждения.

 

Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Признаки правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина – социальная сторона;

1) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения – формально- юридическая сторона. Это воплощается с помощью следующих способов и средств:

- система сдержек и противовесов между высшими органами власти;

- правовой режим не допускающий излишнего вторжения государства в частную жизнь;

- разделение властей;

- федерализм: федерация дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов;

- верховенство закона и его господство в общественной жизни;

- взаимная ответственность государства и личности.

 

Понятие и признаки социального государства.

Понятие социального государства содержится в ст. 7 Конституции РФ: « Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Из содержания статьи следует, что создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Смысл такой обязанности государства основывается на следующем: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Конституция РФ (ст.ст. 37 -39) закрепляет основные направления социальной политики государства:

1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

2) назначение пенсий  инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им пособие по безработице;

4) выплата государственных пенсий и социальных пособий;

5) охрана труда и здоровья людей;

6) установление гарантированного минимального размера заработнойплаты.

Если представить социальную структуру современного общества в трёх классах: - богатые;

          - средний класс;

          - бедные,

То социальная политика в отношении каждого из них представляется разной.

Для богатых – создание условий, что бы капитал не уходил за границу;

Для среднего класса – создание рабочих мест, «вменяемые» налоги, пособия по безработице;

Для бедных (те, кто сами не могут себя обеспечить, не могут работать: дети, пенсионеры, инвалиды и проч.) – прямое содержание за счёт государства.

Чтобы быть социальным государством, необходимо иметь высокий уровень экономики. Достойная жизнь, как и свобода, стоит дорого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

                                                      

 

 

.

 

 

          

 

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...