Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А) марксистская концепция государства.
Зародилась: кон.XIX нач. XX в. Основоположники: К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин. В её основе – идеи исторического материализма и классовый подход. Основные тезисы: 1) государство – орудие власти экономически господствующего класса; машина для подавления одного класса другим; 2) тип экономики определяет стадию исторического развития государства; 3) цель – построение социалистического общества, а затем – коммунистического; 4) конечная судьба государства – отмирание. Критика: - однобокий подход к определению сущности государства в ущерб её общесоциальной природы; - смена типов государства не всегда происходит в результате классовой борьбы; - классы в экономическом смысле в их антагонизме в XX в. ни в одном государстве не представлены (в силу акционирования предприятий); - социализм оказался не самой высшей стадией развития государства; социалистическая система рухнула. Б) теория государства плюралистической демократии. Зародилась: нач. XX в. Основоположники: Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Дарендорф, Р.Даль. Идеология социал-демократов, либералов. Основные тезисы: - власть утратила классовый характер, так как исчезли классы; - общество состоит из страт (возраст, профессия, место жительства, интересы и т.д.); - на основе страт создаются политические объединения, которые оказывают реальное давление на органы государства и определяют политику; - таким образом, власть принадлежит каждому; - государство становится выразителем общей воли. Критика: - демократический характер теории; - обосновывается участие всех граждан в делах государственного управления. В) теория элит. Зародилась в нач. XX в., развитие получила в сер. XXв. Основоположники: В.Парето, Г.Моски, Х.Лассуэл, Д.Сартори, Т.Дай и д.р. Основные тезисы: - народ не может и не должен управлять государством; - управление осуществляет элита (происхождение, опыт, способности и проч.); - возможна ротация из народа; -существует несколько элит, между ними происходит борьба за власть; народ это контролирует путём избирательного права. Критика: - отстранение населения от власти; - отрицание её классового характера. В самом деле, депутаты, чиновники, становясь таковыми, приобретают элитарный статус (льготы, неприкосновенность, привилегии и проч.). Главное – обеспечить контроль со стороны общества. Г) технократическая теория. Зародилась: 20-е г.г. XX в., получила развитие - 60-70-е г.г.XX в. Основоположники: Т.Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон и др. Является современной интерпретацией элит. Основные тезисы: - управлять должны специалисты (менеджеры) по аналогии с транснациональными корпорациями, где эффективное управление даёт прибыль и процветание; - правительство – техническое; - управление становится научным, эффективным; - роль парламента как политической трибуны – несущественна; законотворческий процесс – техническая функция; Критика: - в результате – власть становится аполитичной, оторванной от нужд народа; - цели государства и корпорации – разные; для корпорации – прибыль, у государства – в соответствии с его сущностью (классовая и общесоциальная). Е) теория конвергенции. Зародилась: 50-е – 60-е г.г. XX в. Основоположники: Гелбрейт, Арон, Сорокин. Исследовала влияние двух систем: западных и СССР. Основные тезисы: - происходит обмен между государствами (технологии, культура, принципы управления и т.д.), заимствование лучшего; - результат – сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности; - результат – утрачивание различий; - возникает» постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством всеобщего благоденствия. Критика: - не учитывается степень преодолимости культурных, религиозных, правовых традиций, которые определяют, в том числе, и особенности управления государством; степень зрелости государства и общества.
4. Формационный подход к типологии государств. Советская наука (в том числе и российская) для исследования исторических форм государств прошлого делала акцент на их классовой сущности в ущерб общесоциальной и создала типологию государств: - учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государств и отнесении их к определённому историческому типу. Исторический тип государства– это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой. Критерий классификации: - характер властеотношений (классовая природа власти, которая принадлежит экономически господствующему классу). Виды исторических типов государств: - рабовладельческое; - феодальное; - буржуазное; - социалистическое. Положительное в формационном подходе: 1) логичность, убедительность, научность в изучении государственных форм прошлого; 2) выработаны следующие категории: - ОЭФ (общественно-экономическая формация) определяется типом производства и формой собственности; - исторический тип государства; - классификация государств; - классы; - классовая борьба и д.р. 3) определены следующие закономерности и связи: - соответствие типа государства и ОЭФ («базис определяет надстройку»); - закономерность смены одной ОЭФ на другую, одного типа государства на другой; - антагонизм классов; классовая борьба – двигатель смены исторических типов государств («низы не хотят, а верхи не могут жить по старому») и д.р. Негативное: 1) проблема с типологией восточных государств (далеко не всякая государственная власть имеет классовый характер; не все государства знали рабовладение); 2) классовая типология не объясняет различные сути одного государства в одном историческом типе. Напр., социализм (СССР - общенародное государство – перестройка); капитализм - империализм – акционирование; 3) ошиблись в прогнозах на будущее (Западные страны должны «разлагаться»; в России – путь к коммунистической формации); 4) не объясняет сути современного государства (нет классов, какая же формация?). Выход: Суть современных государств можно объяснить из общесоциальной функции государств (это тоже властеотношения, но речь идёт не о принадлежности власти, а об отношениях между государством и личностью). Таким образом, может быть следующая классификация: - тоталитарное государство; - авторитарное государство; - либерально-демократическое; - демократическое; - правовое государство. Цивилизационный подход к типологии государств. Арнольд Тойнби (XIX-XX) в.в. Его работа – «Постижение истории». Главная идея– о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация– это замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. История цивилизаций напоминает развитие человека. Они - возникают, - развиваются, - стареют, - умирают. Картина всемирно- исторического процесса следующая: I ступень – египетско-вавилонская цивилизация; II ступень – персидско-иудейская и античная цивилизация; III ступень – византийско-славянская – восточная + западная цивилизации + исламская; IV ступень – «Апокалипсис». Последователи Тойнби дают три этапа цивилизации: 1. локальные (наличие специфических социальных институтов): (древне-греческие, шумерская, инкская, эллинская); 2. особенные цивилизации (схожие типы государств): индийская, китайская, западно-европейская, восточная, исламская; 3. современные цивилизации (окончательно не сформировалась). Об эволюции государств Тойнби ничего не говорил. Его последователи – в зависимости от уровня организации государственных институтов выделяют: 1. первичные цивилизации (часто имеют форму империй), напр., древнеегипетская. Характерно: - роль государства в жизни общества огромна; - соединение государства с религией. 2. вторичные: - западно-европейская; - североамериканская; - латиноамериканская. Характерно: - меньший диктат государства над обществом; - правитель уже не Бог, а слуга народа; - власть должна соответствовать сложившимся идеалам в народной среде. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |