Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличие права от социальных норм первобытного общества.
Социальные нормы первобытного общества отличаются от правовых норм следующим: - происхождением (хронология, воля); - формой объективации; - источники; - содержанием (вопросы регулирования); - характером следования им; - способом изменения, отмены; - характером предписаний; - степенью абстракции.
Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, марксистская. Теологическая теория Возникла: Древний Восток; Получила распространение: средневековье(Европа), идеологии Ислама, католической церкви. Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен. Основные тезисы: - причины возникновения государства – божественная воля, - отстаивание незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как воле от бога; - зависимость самого государства от божественной воли, которая признаётся через церковь. Критика: данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Вопрос истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога. Патриархальная теория Возникла:III век до н.э.; Представители: Аристотель, Фильмер, Михайловский и д.р.; Основные тезисы: - государство возникает из разросшейся семьи; - глава семьи – глава государства (монарх); - власть монарха – продолжение власти отца, монарх – отец всех своих подданных. Вывод: несопротивление власти государя. Критика: - нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства, более того, государство появляется как раз тогда, когда разрушаются родственные связи; - власть отца в семь принципиально отличается от власти монарха в государстве. Отец никогда не примет решение в ущерб интересов членов семьи. Психологическая теория Возникла: XIX век., Европа. Представители: Тард, Петражицкий. Основные тезисы: - причина возникновения государства кроются в свойствах человеческой психики: потребность подчиняться, сознание зависимости от правящей элиты, осознание справедливости этого. Критика: - человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных условий; - социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, но его влияние не является решающим. Органическая теория Возникла: XIX век. Основатель: Платон (IV-III до н.э.) Представители: Блюнчли, Спенсер и д.р. Причины: успехи в естествознании (Дарвин). Основные тезисы: - государство отождествляется с биологическим организмом, а законы государства – с процессом человеческой психики, - государство – результат эволюции животного мира по закону «от низшего к высшему»; - дальнейшее развитие – к объединению людей в процессе естественного отбора; - государство – единый организм: правительство выполняет функции мозга; право есть импульсы; - низшие классы реализуют внутренние функции; господствующие – внешние. Критика: - человеческое общество – это качественно высший уровень организации; - законы его развития специфичны, не простое продолжения животного мира; они отличаются от законов физики, химии, биологии. Теория насилия Возникла: XIX век, Европа. Представители: Гумплович, Каутский, Дюринг. Основные тезисы: - возникновение государства объясняется факторами военно-политического характера: завоеванием одного племени другим; - для подавления сопротивления завоёванных народов создаётся государственный аппарат, право. - возникновение государства основано на реализации закономерности подчинения слабого сильному ( напр., раннегерманское государство, венгерское и д.р.). Критика: для возникновения государства необходим определённый уровень экономического развития общества (прибавочный продукт, налоги и т.д.) Теория общественного договора Возникла: XVII-XVIII в.в., Европа. Представители: Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Основные тезисы: - естественное состояние людей до появления государства (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»); - неотъемлемые права от Бога или Природы у каждого неограниченно; - в процессе развития возникают противоречия с правами других, нарушается порядок, возникает насилие; - заключается договор о создании государства; добровольно передаётся ему часть своих прав. В рамках этой концепции формулируются такие важные правовые институты, как: право народа на восстание, разделение властей, суверенитет народа, парламентаризм, права и свободы человека. Критика: - теория противостояла феодально-сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом, монархизму; - нет убедительных научных данных реальности подобных договоров, это умозрительная конструкция; - игнорируется экономическая составляющая происхождения государства. Марксистская (материалистическая) теория Возникла: XIX –XX века. Представители: Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин. Основные тезисы: - государство есть результат естественного развития и разложения первобытного общества благодаря неолитической революции, трём крупным разделения труда, появлению частной собственности; - возникает социальное неравенство, классы с антагонистическими противоречиями; - государство – продукт классовой борьбы, орудие подавления; - возникает государство как специализация управления, как форма разделения труда. Критика: - преувеличение роли экономического фактора и фактора классового антогонизма (восточный путь возникновения государств не укладывается в эту теорию); - недооценены национальные, религиозные, психологические, военно политические и иные причины.
Тема 3. Понятие, сущность и типология государства. Вопросы: 1. Понятие и признаки государства. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 2. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства. 3. Плюрализм подходов к понятию государства: а) марксистская концепция государства, б) теория государства всеобщего благоденствия, в) теория элит, г) технократическая теория, д) теория плюралистической демократии, е) теория конвергенции. 4. Формационный подход к типологии государств. 5. Цивилизационный подход к типологии государств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 540. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |