Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отличие права от социальных норм первобытного общества.




Социальные нормы первобытного общества отличаются от правовых норм следующим:

- происхождением (хронология, воля);

- формой объективации;

- источники;

- содержанием (вопросы регулирования);

- характером следования им;

- способом изменения, отмены;

- характером предписаний;

- степенью абстракции.

признак мононорма право
происхождение С возникновением общества (около 40 тыс.лет назад), из целесообразности объективного поведения Вместе с государством (6 тыс. лет назад) по воле государства
форма устная письменная
источники Мифы, легенды, сказания, пословицы, поговорки, сказки Правовой обычай, судебный прецедент, закон
содержание Слитность (синкретность) Дифференцированность по отраслям (предмету)
Характер следования им добровольно принудительно
Способ изменения, отмены Передаётся из поколения в поколение без изменений, архаичность Внесение изменений, отмена в установленной процедуре
Характер предписаний В основном, запрет (табу) Права, обязанности, запреты, рекомендации
Степень абстракции казуистичность Общий характер

 

Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, марксистская.

Теологическая теория

Возникла: Древний Восток;

Получила распространение: средневековье(Европа), идеологии Ислама, католической церкви.

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен.

Основные тезисы:

- причины возникновения государства – божественная воля,

- отстаивание незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как воле от бога;

- зависимость самого государства от божественной воли, которая признаётся через церковь.

Критика: данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Вопрос истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога.

Патриархальная теория

Возникла:III век до н.э.;

Представители: Аристотель, Фильмер, Михайловский и д.р.;

Основные тезисы:

- государство возникает из разросшейся семьи;

- глава семьи – глава государства (монарх);

- власть монарха – продолжение власти отца, монарх – отец всех своих подданных.

Вывод: несопротивление власти государя.

Критика:

- нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства, более того, государство появляется как раз тогда, когда разрушаются родственные связи;

 - власть отца в семь принципиально отличается от власти монарха в государстве. Отец никогда не примет решение в ущерб интересов членов семьи.

Психологическая теория

Возникла: XIX век., Европа.

Представители: Тард, Петражицкий.

Основные тезисы:

- причина возникновения государства кроются в свойствах человеческой психики: потребность подчиняться, сознание зависимости от правящей элиты, осознание справедливости этого.

Критика:

- человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных условий;

- социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, но его влияние не является решающим.

Органическая теория

Возникла: XIX век.

Основатель: Платон (IV-III до н.э.)

Представители: Блюнчли, Спенсер и д.р.

Причины: успехи в естествознании (Дарвин).

Основные тезисы:

- государство отождествляется с биологическим организмом, а законы государства – с процессом человеческой психики,

- государство – результат эволюции животного мира по закону «от низшего к высшему»;

- дальнейшее развитие – к объединению людей в процессе естественного отбора;

- государство – единый организм: правительство выполняет функции мозга; право есть импульсы;

- низшие классы реализуют внутренние функции; господствующие – внешние.

Критика:

- человеческое общество – это качественно высший уровень организации;

- законы его развития специфичны, не простое продолжения животного мира; они отличаются от законов физики, химии, биологии.

Теория насилия

Возникла: XIX век, Европа.

Представители: Гумплович, Каутский, Дюринг.

Основные тезисы:

- возникновение государства объясняется факторами военно-политического характера: завоеванием одного племени другим;

- для подавления сопротивления завоёванных народов создаётся государственный аппарат, право.

- возникновение государства основано на реализации закономерности подчинения слабого сильному ( напр., раннегерманское государство, венгерское и д.р.).

Критика: для возникновения государства необходим определённый уровень экономического развития общества (прибавочный продукт, налоги и т.д.)

Теория общественного договора

 Возникла: XVII-XVIII в.в., Европа.

Представители: Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев.

Основные тезисы:

- естественное состояние людей до появления государства (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»);

- неотъемлемые права от Бога или Природы у каждого неограниченно;

- в процессе развития возникают противоречия с правами других, нарушается порядок, возникает насилие;

- заключается договор о создании государства; добровольно передаётся ему часть своих прав.

В рамках этой концепции формулируются такие важные правовые институты, как: право народа на восстание, разделение властей, суверенитет народа, парламентаризм, права и свободы человека.

Критика:

- теория противостояла феодально-сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом, монархизму;

- нет убедительных научных данных реальности подобных договоров, это умозрительная конструкция;

- игнорируется экономическая составляющая происхождения государства.

Марксистская (материалистическая) теория

Возникла: XIX –XX века.

Представители: Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин.

Основные тезисы:

- государство есть результат естественного развития и разложения первобытного общества благодаря неолитической революции, трём крупным разделения труда, появлению частной собственности;

- возникает социальное неравенство, классы с антагонистическими противоречиями;

- государство – продукт классовой борьбы, орудие подавления;
- в результате экономического развития, усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления;

- возникает государство как специализация управления, как форма разделения труда.

Критика:

-  преувеличение роли экономического фактора и фактора классового    антогонизма (восточный путь возникновения государств не укладывается в эту теорию);

- недооценены национальные, религиозные, психологические, военно политические и иные причины.

 

 


Тема 3. Понятие, сущность и типология государства.

Вопросы:

1. Понятие и признаки государства. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

2. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

3. Плюрализм подходов к понятию государства:

а) марксистская концепция государства,

б) теория государства всеобщего благоденствия,

в) теория элит,

г) технократическая теория,

д) теория плюралистической демократии,

е) теория конвергенции.

4. Формационный подход к типологии государств.

5. Цивилизационный подход к типологии государств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 540.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...