Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Механизм и функции государства.




Вопросы:

1. Понятие и элементы механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства».

2. Принципы организации и деятельности механизма государства.

3. Понятие, признаки и классификация государственного органа.

4. Понятие функции государства. Соотношение функций с целями, задачами и принципами деятельности государства.

5. Классификация функций государства.

 

Понятие и элементы механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства».

Механизм государства – целостная, иерархичная система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной деятельности государства.

Понятие «механизм государства» принято употреблять в широком и в узком смысле.

В широком – это совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства.

В узком смысле – совпадает с категорией «государственный аппарат».

Государственный аппарат – совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства.

В литературе государственный аппарат, кроме того, понимается как совокупность государственных органов управления. Однако данное определение более характерно для науки административного права.

Органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, но входят в механизм государства.

 

Принципы организации и деятельности механизма государства.

1. Механизм государства – это не простая совокупность, а система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закреплённых в конституции РФ, федеральных конституционных законах: «О правительстве РФ», «О судебной системе РФ», Федеральном законе «О системе государственной службы» и д.р. федеральных законах.

2. механизм государства имеет определённую структуру. Система государственных органов РФ функционирует на основе принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Ст. 11 Конституции РФ определяет субъектов, осуществляющих государственную власть:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство РФ;

-Суды РФ.

Государственная власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы.

3. Существует тесная взаимосвязь  между функциями и механизмом государства. Функции получают своё реальное воплощение через деятельность государственного аппарата, т.е. они влияют на государственный механизм. С изменением функций государства изменяется и механизм. Появление новых функций влечёт образование новых государственных органов и изменение компетенции действующих.

4. Государственный механизм наделяется материальными и организационными ресурсами:

- бюджетные средства на финансирование;

- имущество, здания, сооружения;

- предприятия и учреждения, подведомственные государственным органам;

- аппарат государственного органа – организационный ресурс.

 

Понятие, признаки и классификация государственного органа.

Государственный орган представляет собой разновидность государственной организации – коллектива людей, принимающих непосредственное участие в реализации функций государства.

Все государственные организации по характеру своей деятельности подразделяются на:

- государственные предприятия;

- государственные учреждения;

- государственные органы.

Государственный органэто организация или учреждение, выполняющие государственные задачи и наделённое соответствующими властными полномочиями.

Признаки государственного органа.

1) Наделён властными полномочиями, т.е. юридическими возможностями выступать от имени государства.

Государственно властное полномочие предполагает:

- возможность издавать юридически обязательные нормативные и индивидуальные акты;

- возможность использовать в качестве средств обеспечения исполнения правовых предписаний следующее: - убеждения и поощрения;

                                                        - государственное принуждение;

- возможность материального обеспечения своей деятельности за счёт бюджетных средств.

2) Государственно-властные полномочия закреплены правовыми нормами (по каждому государственному органу существует нормативно-правовой акт: закон, положение, устав и т.д.).

3) Наличие собственной компетенции, которая включает в себя:

- предмет ведения государственного органа – круг подведомственных вопросов (юрисдикция);

- полномочия в виде прав и обязанностей;

- формы и методы деятельности государственного органа.

4) Внутренняя и внешняя структура. Гос. орган – это коллектив людей, непосредственно участвующих в управлении государством (есть и единоличные).

Лица, работающее в государственных органах – это государственные служащие. Существует Федеральный закон «О системе государственной службы». В ст.10 определяется «государственный служащий», кто им может быть (только гражданин РФ).

От государственных служащих законодательно отделены лица, занимающие государственные должности в РФ и её субъектов:

- Президент РФ;

- Председатель и члены правительства РФ;

- члены Совета Федерации;

- судьи;

- Президенты республик, губернаторы в субъектах и др.

Государственные служащие могут на основе закона наделяться властными полномочиями от имени государственного органа. В этом случае они именуются в юридической науке представителями власти и составляют особую группу должностных лиц (сотрудники милиции, контрольно-надзорных органов).

Классификации государственных органов.

1. на основе принципа разделения властей:

- законодательные органы (Федеральное собрание);

- исполнительные (правительство, центральные ведомства и проч.);

- судебные(система судов);

Президент не относится ни к одной ветви власти, но обладает большими полномочиями и в исполнительной, и в законодательной, и в судебной сфере.

Конституционный Суд разрешает противоречия между властями.

2. по количественному составу:

- единоличные (состоят из одного должностного лица, напр., президент, хотя у него есть администрация);

- коллегиальные (глава может выступать как единоличный орган – Председатель правительства).

3. по порядку формирования:

- наследственная должность (монарх, Палата лордов и т.д.);

- избираемые гражданами (представительные);

- назначаемыедругими государственными органами.

4. в зависимости от государственно –территориального устройства:

- центральныеи

- местные в унитарном государстве;

- федеральные и

- субъектов – в федерации;

5. по времени действия:

- органы, действующие на постоянной основе (большинство);

-временные (военная администрация в период чрезвычайного и военного положения; временная избирательная комиссия для проведения выборов, Конституционное собрание для пересмотра Конституции и проч.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...