Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федеративное устройство современной России.
Российская Федерация в современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ в 1993г. и Федеративного договора 1992г. В составе Российской Федерации находятся восемьдесят три субъекта: двадцать одна республика (они обладают статусом государства) Характерно: - субъекты не обладают правом сецессии; - двухпалатный парламент – Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума; - в конституции закреплены предметы совместного ведения федерации и субъектов (ст. 71 – исключительная компетенция федерации; ст. 72 – предмет совместного ведения федерации и субъектов; ст.73 –остаточная компетенция субъектов); - Российская Федерация устроена по смешанному принципу: по национальному – республики, автономии; по территориальному – края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. - Российская Федерация – жёстко централизована; - единая правовая система.
Политический (государственный) режим: понятие и виды. Демократический и антидемократические политические режим. Категория «политический режим», по мнению одних авторов, появилась в научном обороте в 60-е г.г. XX в. как синоним формы государства. По мнению других – политический режим вообще должен был исключён из состава формы государства, так как функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Отсюда сформировалось два подхода к пониманию политического(государственного) режима: - широкий подход в политический режим включает явления политической жизни и политической и политической системы общества в целом и определяется как: - а) уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности; б) степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям; в) характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. - узкий подход – лишь государственную жизнь, так как конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций и определяется как: - совокупность приёмов и способов государственного руководства. Для характеристики политического режима важно учитывать оба подхода, т. к. политические процессы происходят в двух основных сферах: - государственной и - общественно-политической. В учебной литературе даётся следующее определение: политический режим - это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества. Средства и способы могут быть: - правовые; - не правовые (политическая или физическая расправа с оппонентами власти; моральные – «телефонное право»; экономические – рейдерство и т.п.). Виды политических режимов. Всё многообразие политических режимов в силу некоторых неизменных качеств можно свести к двум разновидностям: 1. демократические режимы; 2. недемократические режимы. Демократический режим – это методы и способы властвования, которые приводят к построению демократического государства, в котором: 1) властные органы имеют мандат народа, то есть центральные органы непосредственно избираются народом (парламент, глава государства); 2) объём и пределы власти каждого органа определяются законом; 3) в обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие; 4) все граждане имеют защищённые судом неотъемлемые права и свободы. Недемократические режимы свойственны авторитарным и тоталитарным государствам. Авторитарное государство – это государство, в котором: 1) государственная власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом; 2) фактически, власть произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём прямого использования управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений; 3) право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе; 4) функции права ограничиваются требованием соблюдения действующих законов. Тоталитарное государство – это государство, в котором: 1) административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом; 2) из жизни общества исключается независимое правосудие и правачеловека; 3) всё общество подпадает под тотальный контроль управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений; 4) осуществляется беспрецедентное подавление личности.
Тема 6. Соотношение государства и общества. Вопросы: 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Роль и функции политической системы. 3. Место и роль государства в политической системе общества. 4. Гражданское общество: понятие, признаки и структура. 5. Соотношение и взаимосвязь государства и права. 6. Понятие и признаки правового государства. 7. Понятие и признаки социального государства.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |