Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеративное устройство современной России.




Российская Федерация в современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ в 1993г. и Федеративного договора 1992г.

В составе Российской Федерации находятся восемьдесят три субъекта: двадцать одна республика (они обладают статусом государства)

Характерно:

- субъекты не обладают правом сецессии;

- двухпалатный парламент – Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума;

- в конституции закреплены предметы совместного ведения федерации и субъектов (ст. 71 – исключительная компетенция федерации; ст. 72 – предмет совместного ведения федерации и субъектов; ст.73 –остаточная компетенция субъектов);

- Российская Федерация устроена по смешанному принципу: по национальному – республики, автономии; по территориальному – края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

- Российская Федерация – жёстко централизована;

- единая правовая система.

 

Политический (государственный) режим: понятие и виды. Демократический и антидемократические политические режим.

Категория «политический режим», по мнению одних авторов, появилась в научном обороте в 60-е г.г. XX в. как синоним формы государства. По мнению других – политический режим вообще должен был исключён из состава формы государства, так как функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Отсюда сформировалось два подхода к пониманию политического(государственного) режима:

- широкий подход в политический режим включает явления политической жизни и политической и политической системы общества в целом и определяется как: - а) уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности; б) степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям; в) характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

- узкий подход – лишь государственную жизнь, так как конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций и определяется как: - совокупность приёмов и способов государственного руководства.

Для характеристики политического режима важно учитывать оба подхода, т. к. политические процессы происходят в двух основных сферах:

- государственной и

- общественно-политической.

В учебной литературе даётся следующее определение:

политический режим - это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества.

Средства и способы могут быть:

- правовые;

- не правовые (политическая или физическая расправа с оппонентами власти; моральные – «телефонное право»; экономические – рейдерство и т.п.).

Виды политических режимов.

Всё многообразие политических режимов в силу некоторых неизменных качеств можно свести к двум разновидностям:

1. демократические режимы;

2. недемократические режимы.

Демократический режим – это методы и способы властвования, которые приводят к построению демократического государства, в котором:

1) властные органы имеют мандат народа, то есть центральные органы непосредственно избираются народом (парламент, глава государства);

2) объём и пределы власти каждого органа определяются законом;

3) в обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие;

4) все граждане имеют защищённые судом неотъемлемые права и свободы.

Недемократические режимы свойственны авторитарным и тоталитарным государствам.

Авторитарное государство – это государство, в котором:

1) государственная власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом;

2) фактически, власть произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём прямого использования управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений;

3) право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе;

4) функции права ограничиваются требованием соблюдения действующих законов.

Тоталитарное государство – это государство, в котором:

1) административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом;

2) из жизни общества исключается независимое правосудие и правачеловека;

3) всё общество подпадает под тотальный контроль управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений;

4) осуществляется беспрецедентное подавление личности.

 

 

Тема 6. Соотношение государства и общества.

Вопросы:

1. Понятие и структура политической системы общества.

2. Роль и функции политической системы.

3. Место и роль государства в политической системе общества.

4. Гражданское общество: понятие, признаки и структура.

5. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

6. Понятие и признаки правового государства.

7. Понятие и признаки социального государства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...