Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов




Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоя­тельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в надлежа­щий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поруче­ния налоговых органов по исчислению, удержанию и перечис­лению в бюджет налогов.

В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодатель­ством возложены обязанности по исчислению, удержанию у нало­гоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Как правило, налоговыми1' 'агентами являются лица, выпла­чивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, вы­плачивающие доходы физическим лицам; российские органи­зации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью госу­дарства осуществлять текущий финансовый контроль за дея­тельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых, агентов.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующий ряд обязанностей:

— правильно и своевременно исчислять, удержать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечне-

238                      Раздел II. Механизм правового регулирования

лить в бюджеты или внебюджетные фонды соответствующие

налоги;

— в течение одного месяца письменно сообщить в налого­вый орган по месту своего учета о невозможности удержать на­лог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;

— вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты или внебюджетные фонды налогов, в том числе отдельно по каждому налогопла­тельщику;

— представлять в налоговый орган по месту своего учета до­кументы, необходимые для осуществления контроля за пра­вильностью исчисления и удержания налогов у налогоплатель­щиков, а также перечислять удержанные налоги в бюджеты или внебюджетные фонды.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому ус­ловно налоговых агентов можно считать представителями на­логовых органов во взаимоотношениях с налогоплательщика­ми. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязан­ности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся^ конкретного лица. Пра­воотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных ор­ганов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчи­ком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый

орган.

Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания нало­гов или неправильно применяет налоговые льготы, то образует­ся состав налогового правонарушения, субъектом которого бу­дет являться налоговый агент.

Как правило, налоговые агенты сами являются налогопла­тельщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работни­ков налог на доходы физических лиц и одновременно само уп­лачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогопла-

Глава 10. Правовой статус участников

239

телыцика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с нало­гоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, нало­говые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплатель­щиками в качестве представителей налоговых органов, не поль­зуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогопла­тельщика.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщиками налогов и сборов являются государственные орга­ны, органы местного самоуправления, другие уполномоченные орга­ны и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указа­ния НК РФ прием от налогоплательщиков средств в уплату нало­гов (сборов) и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и сборов определяется НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативны­ми правовыми актами представительных органов местного са­моуправления.

Налоговым кодексом РФ (ст. 9, 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

— осуществлять в установленном порядке помимо налого­вых и таможенных органов прием и взимание налогов и сбо­ров;

— контролировать уплату налогоплательщиками (платель­щиками сборов) причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых аген­тов является то, что сборщики налогов сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него на­логи. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполни­тельные органы местного самоуправления относительно взима­ния земельного налога; органы Федеральной пограничной службы — относительно сбора за пограничное оформление; ор­ганы ГИБДД — по сборам за выдачу или замену номерных зна­ков; суды, органы исполнительной власти и местного само­управления, нотариусы, органы записи актов гражданского со-

240                      Раздел II. Механизм правового регулирования

стояния — в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налогов и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры обеспечения исполнения налоговой обязанно­сти, осуществлять производство по делам о налоговых правона­рушениях и т. д.

Одновременно и налоговые агенты, и сборщики налогов (сборов) являются подконтрольными субъектами со стороны налоговых органов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 464.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...